Крикун, Е. Л. Традиции и инновации в историко-краеведческом образовании школьников Мурманской области // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 341-346.

ветствующих историко-краеведческих компонентов в учебный процесс. Отсутствие обновленных современных учебных пособий по истории Коль­ ского Севера, выполненных в традиционном печатном формате, можно в известной степени компенсировать созданием многожанровых электрон­ ных учебно-методических версий. Такая попытка была предпринята в студенческом практико-ориенти- рованном проекте под названием «Храни огонь родного очага». В проекте участвовала группа студентов-историков: А. Хапчук, И. Купцова, И. Ма­ кова, А. Дружининский. Цель проекта заключалась в разработке и созда­ нии электронного ресурса по истории родного края для учащихся младше­ го и среднего школьного возраста. Дидактический ресурс создавался в форме электронной книги для чтения «История родного края для любозна­ тельных». Ее ценностно-смысловая и воспитательная направленность - мотивация детей к познанию местной истории, формирование позитивного образа малой Родины и осознание своей идентичности как российского гражданина и члена региональной общности. При выборе содержательных компонентов, формирующих положи­ тельно насыщенный образ родного края, мы исходили из выводов, сделан­ ных в ходе специальных научных исследований, проводившихся под эги­ дой Российского гуманитарного научного фонда1. Согласно этим исследо­ ваниям, наиболее значимыми элементами позитивной национальной само­ идентификации россиян являются: территория («русская земля»); природ­ ные богатства («кладовая мира»); язык; духовные традиции и обычаи; культурное многообразие и культурное наследие; славные вехи россий­ ской истории; общие положительные представления о качествах нацио­ нального характера (открытость, гостеприимство, нестяжательство и др.). Все эти элементы в полной мере можно использовать для формирования позитивной региональной самоидентификации жителей Кольского Севера. При наполнении содержанием соответствующих историко-краевед­ ческих сюжетов мы опирались на труды ученых-краеведов И.Ф. Ушакова, А.А. Киселева, П.В. Федорова, В.В. Дранишникова, В.Н. Шейнкера и др. При формировании методической составляющей учитывался творческий опыт учителей истории школ г. Мурманска и области. Пособие открывается строками из стихотворения известной местной поэтессы Ольги Фокиной: Храни огонь родного очага, И не позарься на костры чужие. Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: «храни огонь родного очага». 1 Семененко И.С. Образ России в современном мире // Преподавание истории и обше- ствознания в школе. - 2008. - № 3. - С. 52-59. 344

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz