Крикун, Е. Л. Концепция учебника по истории Кольского Севера с древнейших времен до начала XXI в. для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений Мурманской области // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 249-252.

ности до настоящего времени (природно-географической, геополитиче­ ской, этнонационалъной, социально-культурной, экономической, поли­ тической, международной). 2. Значимость исторических событий и процессов в региональных масшта­ бах для формирования культурно-исторического сознания, объединяю­ щего жителей Кольского Севера и воспитания чувства сопричастности к событиям и процессам, происходящим в регионе. 3. Значимость региональных событий для общероссийской и мировой ис­ тории. 4. Иллюстрация региональными примерами фактов общероссийской и ми­ ровой истории. 5. Значимость фактов, отражающих диалог культур этносов Кольского Се­ вера, общность их исторических судеб, складывание и функционирова­ ние местного сообщества с древнейших времен до настоящего времени. При этом важно осуществить тщательный целенаправленный отбор фак­ тического материала, обеспечивающий усвоение, систематизацию и обобщение знаний учащихся по истории Кольского Севера с древности до современности. Структура и логика построения учебника. Современный учебник истории является многофункциональным средст­ вом обучения, поэтому его структура должна включать ориентировочный ап­ парат, различные виды текстов (основной, дополнительный, пояснительный), внетекстовые компоненты, методический и справочный аппарат. Ориентировочный аппарат учебника представлен оглавлением, распо­ ложенным в начале книги, системой символов для ориентировки учащихся в структуре основного текста, введением, включающим инструктивные мате­ риалы для учащихся. Основной текст структурирован по главам, а внутри них по парагра­ фам, соответствующим темам уроков. В заключениях по главам формулиру­ ются главные выводы и обобщения. Логика предъявления основного учебного материала основана на соче­ тании хронологического и проблемно-тематического принципов построения. В главах й параграфах в хронологической последовательности отражаются ос­ новные вехи и излагаются важнейшие факты, явления, процессы в истории Кольского Севера с древнейших времен до наших дней. Основной текст учебника дифференцирован: жирным шрифтом и курси­ вом выделены объекты прочного усвоения, специфические термины и понятия разной степени значимости. Дополнительный текст представлен фрагментами документальных источников, научных, научно-популярных и при необходимости художествен­ ных текстов. Тексты сопровождаются вопросами и заданиями, позволяющими учителю включать дополнительные материалы в процессе познавательной деятельности учащихся с учебником на уроках и дома в качестве источников новой информации и средства развития критического мышления. Внетекстовые компоненты представлены иллюстративным рядом, 251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz