Крикун, Е. Л. Изучение истории родного края в школах Мурманской области (вклад И. Ф. Ушакова и А. А. Киселева в развитие школьного краеведения на Мурмане) // Ушаковские чтения : материалы I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И. Ф. Ушакова, 2-3 марта 2004 г. / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2004. – С. 41-47.

Вслед за научными изданиями появились две части учебного пособия для школьников. Первая часть, написанная И.Ф. Ушаковым, ох­ ватывала историю родного края с древнейших времен до 1917 г. и пред­ назначалась для 7—9-х классов. Автором второй части пособия для стар­ шеклассников стал А.А. Киселев. Они вышли, соответственно, в 1975 и 1976 гг. Впервые школьники и учителя Мурманской области получили учебники по истории родного края. Они отличались добротностью со­ держания и соответствовали всем дидактическим требованиям, предъяв­ ляемым к учебным пособиям. Уже в то время они были многофункци­ ональны , помимо текста и методического аппарата включали документальные подборки, иллюстративные материалы, в том числе и карты, справочные хронологические таблицы, списки литературы для дополнительного чтения. Позднее, в 1984 г., обе части пособия были объединены в учебной книге «История родного края» для учащихся 7“ 10-х классов средней школы. Методическую основу преподавания краеведения усилило из­ дание в 1978 г. поурочного пособия для учителей «Мурманский край на уроках истории». В соответствии с программой средней школы в нем предлагались рекомендации к изучению 14 краеведческих тем но истории Кольского края досоветского и советского периодов. Авторы ставили целью «помочь учителю разобраться в сложных вопросах и тем самым повысить качество преподавания истории родного края в школах Мурманской области».7 Содержание поурочных разработок дополнялось освещением вопросов периодизации истории края, дан­ ными, отсутствующими в учебных пособиях, фактами новейшей исто­ рии края. В 1979 г. комплект учебных пособий дополнился книгой для чте­ ния в 4 классе «Рассказы по истории Кольского края», составленной В.В. Дранишниковым. Все это способствовало складыванию системы учебной исто­ рико-краеведческой работы в школах Мурманской области, основателя­ ми которой по праву можно считать И.Ф. Ушакова и А. А. Киселева. На книгах и учебных пособиях Ивана Федоровича и Алексея Алексеевича выросло не одно поколение северян, влюбленных в суро­ вую Кольскую Землю. Содержание учебных пособий не было лишено идеологическо­ го налета. Это признак всех учебников истории советского времени. Вме­ сте с тем в центре внимания авторов была, прежде всего, историческая канва событий, позволявшая определить место Кольского края в 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz