Крикун, Е. Л. Системный подход к формированию профессиональной педагогической компетенции студентов при изучении учебной дисциплины "Теория и методика обучения истории": из опыта работы // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2013. – С. 113-120.

шихся учителями чаще всего отмечались —обшепедагогические качества и умения практикантов. Так, самые высокие позиции занимали: умение по­ нимать ученика, доброжелательность, требовательность, организаторские умения (93%); педагогический оптимизм, терпение (86%), умение целена­ правленно планировать урок (64%) и некоторые другие. Значимые дидактические и методические профессиональные умения проявились не столь очевидно. Более чем у половины студентов (от 64% до 71%) недостаточно, по мнению учителей истории, проявились такие профессиональных умения: эмоциональность, владение искусством речи, умение анализировать урок, умение владеть вниманием учеников, умение организовать различные виды познавательной деятельности на всех этапах процесса обучения. Понятно, что профессионализм вырабатывается с годами в систем­ ной практической работе. И результаты первой, а порой и единственной, педагогической практики, позволяют выявить лишь потенциальные педа­ гогические возможности студентов и увидеть проблемные места в их про­ фессиональной подготовке. Существенными показателями профессиональной подготовки выпу­ скников и мотивации к профессии являются трудоустройство, характери­ стики работодателей (администрации ОУ), собственные педагогические достижения молодых специалистов на профессиональном поприще. Мож­ но с уверенностью сказать, что выпускники по специальности «История» востребованы на рынке труда. Некоторые студенты начинают свой про­ фессиональный путь уже на выпускных курсах. Так, и на нынешнем пятом курсе три студентки уже работают учителями истории (Макова И.А. - СОШ № 4 п. Росляково, Богатырева О.В., - Технический колледж п. Росля- ково, Хапчук А.И. - СОШ № 1 п. Мурмаши). Администрация ОУ дает весьма положительно отзывы о работе этих студентов. Активное участие молодых учителей истории, наших недавних вы­ пускников, в профессиональных конкурсах различного уровня - также су­ щественный показатель их профессиональной компетентности. Только в текущем 2012/13 уч. г. в городских профессиональных конкурсах «Дни пе­ дагогического мастерства», «Педагогические надежды» (февраль 2013 г.) участвовало 5 начинающих учителей истории. Пославский Вячеслав Пантелемонович - выпускник 2011 г., ныне магистрант второго года обучения, стал победителем конкурса «Учитель города-2012», проводившегося в Мурманске в сентябре 2012 г. Таким образом, системный подход в организации учебного процес­ са - важнейший фактор успешной реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке выпускников вуза. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz