Ковалев, Н. Н. Живопись, 1983-2003 / Николай Ковалев. - Москва : Граница, 2006. - [72] с. : цв. ил.

ПРОДЛЕНИЕ СМЫСЛА Владимир Вейдле еще в 1940-е годы написал небольшую книгу под названием «Умирание искусства». В ней мировое искусство от античности до XX века рас­ сматривается, как большой кон европейской Греко-христианской культуры, ко­ торый подошел к концу и замкнулся. Наступил окончательный кризис, целое распалось, ибо река растеклась по ру­ чейкам, ручейки обезводились, жизнь искусства завершена. Рассвет Ренессанса, утверждает В.Вейдле, стал началом заката. Матисс, Пи­ кассо, новая литература и музыка - это признаки разложения и безвременья. Гу­ манистического искусства не будет, волна опала. Новое время, НТР породит нечто новое по смыслу и по форме. Смерть искусства Вейдле сравнивает с кризисом гу­ манизма, исчерпанием его сил и возможностей. Не буду обсуждать идею Вейдле. Тема моих заметок - картина. ( B ild, Tableau, Pictur.) Упоминаю о грустной брошюре искусствоведа в связи с тем, что сомнения в хотя бы частичной правде Вейдле уже не остается, уходят классические формы, жизнь картины, уже давно оплаканная, продолжается в окружении новых «ме­ диа» - инсталляций, перфоманса и других мелких экспериментов. Христианский период утверждения света жизни и единства с Богом, по-види­ мому, завершен. Жизнеутверждающая функция искусства повреждена. Заме­ шанное с древних времен на пластике, на традиции высокого мастерства, т.е. на аристократическом замесе, искусство с одной стороны демократизируется, стано­ вится «попсовым», с другой - персонифицируется до полной утраты коммуника­ тивности. Этическая ценность совершения дела искусства давно отвержена. Безо- ценочная фиксация состояния смятения, распада, утраты Веры царит повсемест­ но. Психические патологии, жестокость спонтанно выплескиваются либо наигры­ ваются, культивируются. Художники становятся для артпредпринимателей предметом игры в репутацию. Слава изготовляется с помощью денег и соответст­ вующих манипуляций. Творческая воля автора уступила стихиям всевозможных технологий и новых материалов и видеотехник. Искусство может делать уже кто угодно. Роль образо­ ванного, градуированного по ступеням ремесла, художественного ремесла, как бы сыграна и окончилась. В деланье картины в ее новом уже виде идут фотографы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz