Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.
СТАТЬИ В.К. АЛЫМОВА АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ Повёл Чахкли охотника к Чахкли-пахте и показал место, где он живёт. Чахкли не один, у него есть жена, маленькие дети - все тоже голые. Чахкли - добрые, они долго помогали лопарям. Спу стят лопари с пахты верёвку в щель, привяжут узел, и Чахкли им посылал всё, что было нужно. Долго так получали лопари от Чах- кли поддержку в жизни, но когда стали на верёвке поднимать де ревянные ложки, то перестали обращаться к Чахкли. Чахкли живут под землёй. Чахкли-пахта (скала Чахкли) на ходится близ Нотозера, недалеко от нынешней финской деревни Ниванкюля. (Авдотья Герасимова. 29/VIII-1929 г.). Из этих сказаний без комментариев вырисовываются некоторые черты былых мировоззрений лопаря - сына лесов, тундр и гор, рыболова, охотника и оленевода. У сейда - хозяина озера, реки, охотничьего места - просили помощи в охоте, рыбной ловле, а позднее - и в оленеводстве. Ему жертвовали из своей добычи или из хозяйственного прибытка. Сейды по преимуществу были добрые, но иногда и сердились на лопаря. Они не любят шума. На некоторых сейдов женщинам нельзя было смотреть. Проезжая мимо сейдов-камней, лопари ино гда и теперь бросают кое-что в их сторону: крошки хлеба, табак. Сейд - это человекоподобное божество. Его жилище - почти всегда камень. Но сейдами называют и камни, с которыми связаны ска зания о сейдах. В настоящее время при воспоминании о прошлом сейд часто понимается как каменный бог или чорт. Слово «сейд» тесно связано со словом «сийть», «сейт», означающем населённое место, «погост». Сейды-камни - не изделие рук человеческих, это «дикие камни». Нужно обладать большим художественным вооб ражением, чтобы в очертаниях и формах их уловить что-нибудь, напоминающее человека, какое-нибудь существо или определён ный предмет. Так как сейды-камни обычно лишены какой-нибудь обработки, можно предположить, что культ поклонения им поя вился в те далёкие времена, когда большой камень ещё с трудом поддавался творческому воздействию руки человека. Из приведённого небольшого числа сказаний можно сделать много интересных выводов. В них можно найти и указание на существование некогда первобытного коммунизма у лопарей: об- O^sCsbs151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz