Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.

СТАТЬИ В.К. АЛЫМОВА АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ тренних водоёмах (озёрах и реках), оленеводство, охота и, в зна­ чительной степени, личные заработки от работ по перевозке гру­ зов и на лесозаготовках. Личные заработки во многих хозяйствах являются главной статьёй их денежного баланса. Рыболовство для большинства лопарских хозяйств имеет потребительское значе­ ние: рыба - один из главных (а летом, пожалуй, и самый главный) предметов питания; у хозяйств же, находящихся вблизи линии железной дороги, продукты рыболовства имеют хороший сбыт по сравнительно высокой цене. Оленеводство на западе не име­ ет такого, сравнительно большого, развития, какое оно имеет на востоке (о чём будет речь впереди). Олень здесь, главным обра­ зом, - средство передвижения и рабочая сила. Крупных оленеводов на западе не имеется: едва ли найдётся два хозяйства, имеющие свыше 200 оленей. Большая часть хозяйств имеет по 2-3 десятка оленей, а у значительного числа хозяйств - ещё меньше. До вой­ ны же оленеводство и здесь было значительно крупней, чем ныне. Упадок оленеводства заставляет некоторые хозяйства переходить к оседлой жизни. Оседлые лопарские хозяйства мы в настоящее время можем наблюдать только на западе: у лопарей Нотозерско- го и отчасти Кильдинского погостов: на реке Туломе, у устья реки Лоты, у ст. Шонгуй Мурманской жел. дороги. Охота даёт лопарю Западной Лапландии заработок только в годы, урожайные по пуш­ нине. На личные заработки лопари отходят зимой с оленями - за­ готовлять дрова, перевозить грузы, работать по заготовке дров по линии Мурманской железной дороги. Железная дорога и город Мурманск в хозяйственной жизни западных лопарей в последний год (1925-1926) играли большую роль. Можно определённо ска­ зать, что лопари Кильдинского погоста без заработков, полученных в городе Мурманске, находились бы в состоянии длительной голо­ довки. Мурманск в зиму 1926 года (январь-апрель) дал заработок 20 хозяйствам (т.е. почти всем) Кильдинского погоста. На дровоза­ готовках и перевозках грузов они, по моим подсчётам, сделанным по их показаниям, заработали около 6.000 рублей. Мурманская железная дорога дала возможность заработка лопарям Пулозер- ского, Иокостровского и Нотозерского сельсоветов (о востоке не говорим). Таким образом, отраслями хозяйственной деятельности Ойг*5йчш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz