Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.
СТАТЬИ В.К. АЛЫМОВА АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ тренних водоёмах (озёрах и реках), оленеводство, охота и, в зна чительной степени, личные заработки от работ по перевозке гру зов и на лесозаготовках. Личные заработки во многих хозяйствах являются главной статьёй их денежного баланса. Рыболовство для большинства лопарских хозяйств имеет потребительское значе ние: рыба - один из главных (а летом, пожалуй, и самый главный) предметов питания; у хозяйств же, находящихся вблизи линии железной дороги, продукты рыболовства имеют хороший сбыт по сравнительно высокой цене. Оленеводство на западе не име ет такого, сравнительно большого, развития, какое оно имеет на востоке (о чём будет речь впереди). Олень здесь, главным обра зом, - средство передвижения и рабочая сила. Крупных оленеводов на западе не имеется: едва ли найдётся два хозяйства, имеющие свыше 200 оленей. Большая часть хозяйств имеет по 2-3 десятка оленей, а у значительного числа хозяйств - ещё меньше. До вой ны же оленеводство и здесь было значительно крупней, чем ныне. Упадок оленеводства заставляет некоторые хозяйства переходить к оседлой жизни. Оседлые лопарские хозяйства мы в настоящее время можем наблюдать только на западе: у лопарей Нотозерско- го и отчасти Кильдинского погостов: на реке Туломе, у устья реки Лоты, у ст. Шонгуй Мурманской жел. дороги. Охота даёт лопарю Западной Лапландии заработок только в годы, урожайные по пуш нине. На личные заработки лопари отходят зимой с оленями - за готовлять дрова, перевозить грузы, работать по заготовке дров по линии Мурманской железной дороги. Железная дорога и город Мурманск в хозяйственной жизни западных лопарей в последний год (1925-1926) играли большую роль. Можно определённо ска зать, что лопари Кильдинского погоста без заработков, полученных в городе Мурманске, находились бы в состоянии длительной голо довки. Мурманск в зиму 1926 года (январь-апрель) дал заработок 20 хозяйствам (т.е. почти всем) Кильдинского погоста. На дровоза готовках и перевозках грузов они, по моим подсчётам, сделанным по их показаниям, заработали около 6.000 рублей. Мурманская железная дорога дала возможность заработка лопарям Пулозер- ского, Иокостровского и Нотозерского сельсоветов (о востоке не говорим). Таким образом, отраслями хозяйственной деятельности Ойг*5йчш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz