Коновалов, Л. К. В четырех стенах : повесть / Леонид Коновалов // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах Мурманского отделения Союза писателей России. - Мурманск, 2009. - № 9. - С. 56-93. – Окончание. Нач. в № 8.

12 Бытовые условия, бесспорно, играют важную роль в жизни студента, но и учёба имеет непреходящее значение. Увы, Кравцов не был отлични­ ком. В школе он предпочитал литературу, активно участвовал во всяких олимпиадах по физике и математике, но зачем, скажите пожалуйста, вся эта суета в медицинском институте. Там таких, как он, поджидали боль­ шая беда и злая судьба, если не владели они блестящей памятью или свинцовым задом. Матушка-лень выкидывала их в задние ряды, далеко­ далеко от передовиков, учивших до посинения. Недаром же, уже полу­ чая впервые учебники в вузовской библиотеке, Алексея, как и некоторых сокурсников, прямо-таки пробили дрожь и священный трепет. Огром­ ный формат и неподъёмная толщина вызывали восхищение, уважение и сразу же уныние. Прощай, свободное время! Обучение в медицинском институте Кравцов воспринял как круги ада, через которые надо пройти. На каждом курсе обязательно были два или три выдающихся предмета изучения. Их освоение Алексей сравни­ вал то с покорением Эвереста, то с переходом через Сахару, то с заплывом через Ла-Манш. Первым камнем преткновения была анатомия. К глубо­ кому сожалению, анатомка не стала вторым домом для Алексея. Все по­ пытки добиться такового не увенчались успехом. Анатомка гудела как пчелиный рой. Как идолов, держали перво­ курсники перед собой отполированные руками до глянца человеческие кости. Латинские названия звучали как заклинания. Изучающие напо­ минали фанатиков-сектантов, поочерёдно закатывающих глаза. Перио­ дически раздавался чей-то душераздирающий вопль, какого не мог издать ни один раненый зверь. Затем с той же интенсивностью он под­ креплялся членораздельно: «Не могу больше». Увиденная картина неприятно поразила впечатлительного юношу. К тому же его достоянием стали сведения, что несколько студентов, не рассчитавших своих психических и физических сил, просто сошли с ума. Как рассказывали: одни начинали жонглировать большеберцовыми ко­ стями, другие ими отбивали барабанную дробь, третьи бросались этими костями, будто превратившаяся в девицу царевна-лягушка, и был ещё один, который что-то постоянно выпытывал у черепа, называя его бед­ ным Йориком. Ужас охватил Алексея от подобной перспективы. Здра­ вый смысл подсказал, чтобы не дойти до критического состояния, анато­ мию надо изучать в домашних условиях. Суровой действительностью медицинского института были и ежеднев­ ные практические занятия, в то время как в других вузах студенты весели­ лись от семинара до семинара. На таких занятиях иной преподаватель ста­ вил перед собой задачу выпотрошить каждого студента, как рыбу, вытаскивая из него с потрохами имеющиеся знания. Из двенадцати человек это было вполне возможно, что и делалось с наслаждением каждый божий день.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz