Конецкий, В. В. За доброй надеждой : роман-странствие. [В 2 книгах]. Кн. 2, ч. 2 (продолж.) - 3 / В. Конецкий. – Москва : Терра, 1997. - 336 с. : ил.
Почему морские рассказы так легко превращаются в «трав лю» и так легко забываются? Вероятно, потому, что в «трав ле» чересчур много выдумки, то есть лжи. А откуда она? Ведь основная штурманская, судоводительская заповедь: «Пиши, что наблюдаешь!» И эта заповедь въедается в морское нутро: никогда не писать в журнал того, чего не наблюдаешь; всегда писать даже то, что кажется невероятным, если это неверо ятное наблюдается. (Случаи заведомой «липы» не рассматри ваются.) Писание, как и судовождение, тоже серия решений, но про цесс медлительный, результат его всегда остается за горизон том, и о быстрой проверке правильности посылок не может быть и речи, как показывает мне собственный опыт. Необхо димость для писательской и морской профессии прямо про тивоположных черт характера является, может быть, причи ной того, что пишут моряки чертовски много, но значитель ных писателей из этой среды вышло мало. Однако это не значит, что судно, корабль не культивирует в человеке черт, необходимых художнику. И парус, и железо требуют от экипажа тщательных, аккуратных, монотонных, предусмотрительных забот — иначе всех ждет гибель. Дли тельные заботы мы способны вынести только в том случае, если привязаны к предмету забот не за страх, а за совесть и любим его взыскательно. Черты характера людей моря наглядно отразились в облике портовых городов. В сложном искусстве архитектуры, где гар мония поверяется не только алгеброй, но и геометрией, дух людей моря проявляется отчетливо. От мачт и рей — стро гость ленинградских проспектов и набережных. Даже высота потолков имеет истоки в судовой архитектуре. Петр, например, был моряком и привык к низким подволокам кают. На земле ему хотелось или привычно низкого подволо ка, или очень большой, небесной свободы над головой. Любое мореплавание — и парусное, и нынешнее — древ нейшая профессия и древнейшее искусство. Оно умрет еще не скоро, но оно стареет уже давно. Все стареющие профессии и искусства, как уводимые на переплавку пароходы, хранят в себе нечто приподнимающее наш дух над буднями. Но пере дать это словами — безнадежная затея. Такая же, как попыт ка спеть лебединую песню морской профессии, не поэтизируя ее старины, хотя старина эта полна ограниченности и жесто кости. Моряк слушает не «голос моря», а шум воды в фановой магистрали своего судна. Судоводитель обязан думать и дума ет о нормальном, безаварийном возвращении, и эти мысли занимают в его мозгу то место, которое способно философ ствовать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz