Конецкий, В. В. За доброй надеждой : роман-странствие. [В 2 книгах]. Кн. 2, ч. 2 (продолж.) - 3 / В. Конецкий. – Москва : Терра, 1997. - 336 с. : ил.

ударницы, не космонавта даже, а себя — рядового лите­ ратора. Но это не значит, что мы не пишем подробных воспомина­ ний о себе самих. Не значит, что мы не фиксируем каждый свой шаг в путевых записках. Не значит, что мы не суем «я» в интервью или литературные анкеты. Нет, все это мы про­ делываем замечательно... но без самоисследований, без обна­ жения минусов, без попытки типизировать, соотносить себя с типическим характером в типических обстоятельствах. И все это только по одной причине — из скромности... Парадокс, мне кажется, в том, что объективно «изучиться» неизмеримо труднее, нежели изучить со стороны маниакаль­ ного убийцу. Почему? Потому что о себе самом запрещено фантазировать. Опытный и порядочный судья понимает преступника и мо­ тивы преступления лучше, чем сам преступник. Хороший прокурор зачастую видит больше смягчающих об­ стоятельств, чем адвокат. Почему пишешь?.. Любовь к себе? Честолюбие? Желание доставить хорошим людям удовольствие? Желание, чтобы те­ бя полюбили и любили? Нестерпимость стремления поделить­ ся близостью к истине? Сознание того, что сложность вопроса одному не под силу? От избытка радости? От чрезмерности горечи? По приказу искренности? По ее гену? Вот о чем я спрашивал себя глухой ночью возле южной оконечности Ма­ дагаскара на отмели Этуаль, где течения крутятся и вертятся, как весенние кошки, а в их черной глубине тихо спят устав­ шие кашалоты. Итак, сегодня мы считаем старомодным прикрывать свою подлинную душу какими-то литературными типами, то есть Дон-Кихотами, Наташами Ростовыми или мадамами Бовари. Но и свои исподние алогичности и нежность выставить напо­ каз нам не хватает духа и талантов. И тогда мы изобретаем «новый роман». Или ищем не в своей душе, а в личном деле, то есть в документе. Но документальная проза всех видов (включая путевую) есть некоторое подобие обыкновенной литературно-критичес­ кой статьи. Вы листаете страницы своей или чужой жизни и пишете по поводу прочитанного. Вы не создаете образных характеров, но только пересказываете их с большим или мень­ шим успехом. Как и в трудах литературных критиков, вы не создаете новый мир. И потому не следует забывать слова Льва Толстого: «В умной критике искусства все правда, но не ВСЯ правда, а искусство потому только искусство, что оно ВСЕ». В документе нет ВСЕЙ правды. Документальная проза и пу­ тевые заметки — весьма подозрительная форма искусства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz