Конецкий, В. В. За доброй надеждой : роман-странствие. [В 2 книгах]. Кн. 2, ч. 2 (продолж.) - 3 / В. Конецкий. – Москва : Терра, 1997. - 336 с. : ил.
себе то чувство зависимости от чужого мнения, которое ме шает среднему художнику написать исповедь, как писали ее Руссо, Толстой, Достоевский. Модернист не имеет сил пока зать свою исповедь людям, но он, как любой художник, не выносимо хочет этого, понимает — в этом главное в творче стве, но не может. И он выдумывает новые формы самопоказа. Не обычные слова, которыми гениальные реалисты показы вали глубину и наготу своих душ, мыслей, а нечто символич ное, вторичное. Он не может быть нагим, ему, как Адаму и Еве, уже необходима набедренная повязка. Он тот грешный человек, который не может не стыдиться Бога, ибо откусил яблока. Но что же тогда получается — что право на реализм остается только за гениями? А куда остальным — в «новый роман»? Еще в пятьдесят шестом Саррот писала в произведении с символическим названием «Эра подозрений»: «Поскольку ны не речь уже идет не о бесконечном продолжении списка ли тературных типов, а о том, чтобы показать сосуществование противоречивейших чувств и отразить в границах возможного богатство и сложность душевной жизни, писатель совершенно открыто говорит о самом себе». Наш Лермонтов подшутил над последующими поколениями русских литераторов зло. Беззубые шутки ему не удавались. Словосочетание «герой нашего времени» взято Лермонто вым со знаком минус. Когда мы употребляем это словосоче тание в свое время, то ставим перед ним плюс. Однако в память любого читающего человека Печорин вписан гениаль ной рукой. Язвительная разочарованность могучего ума из тьмы прошлого века бьет нашему положительному герою под дых, требуя от него саморазоблачений и скептического к само му себе отношения. И не только в социально-общественном смысле, но и в житейских вопросах, и в любовных делах. Лермонтов подшутил над нами зло еще и потому, что, как бы он ни размежевывался со своим героем, они, надо признать ся, похожи. Писатель, ставя перед своим героем минус, есте ственно, не боялся кое в чем скрестить героя со своей персоной. Если бы герой был положителен, то было бы неприлично да вать даже намек на возможность общего с ним у автора. Даже потерявшие всякий стыд литераторы, как бы глупы они ни были, не решатся показать себя в облике положитель ного героя своего времени. Нам остается искать положительного героя в окружающей среде. Мы и посметь не смеем искать его в себе самом. Не говорю уже о том, чтобы найти его в себе. Отсюда лень и робость в изучении себя — обыкновенно го себя. Не строителя атомной электростанции, не доярки-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz