Конецкий В.В. Рассказы и повести разных лет. Москва, 1988.
надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе все не было видно. И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. Он был молод. Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вел корабль через штормовое море! Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. Он уверил командира в том, что уж е неоднократно высаживался здесь и знает проходы в прибрежных камнях. Он никогда д а ж е близко не был и не ведал никаких проходов. Зато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлен, если ему удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормо вого ветра. Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чув ствовал не только ладонью, но и всем своим существом. Просто судьба изменила... Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг... Навсегда запомнился скользкий блеск на миг обна жившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся весел, перекошенные рты на матросских ли цах и рык ветра... Только чудом никто не погиб. И з р а ненные, простывшие, они больше суток провели на остров ке — пока не затих шторм. Хотя Шаталов маячного огня и не заж ег , но от доку ментации избавился — угодил на полгода в госпиталь. За неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооруженных сил, демобилизовали одним из первых. Он нашел на берегу спокойное и ден ежное место — работал в Управлении гидрографии: клеил в лоции д а л е ких океанов бумажки с сообщениями о каком-нибудь затонувшем в проливе Пенгленд-Ферги судне, о смене цвета буя в устье реки Жиронды или о новых навигаци онных знаках на Таймыре. Скоро все это наскучило до омерзения. Тогда Шаталов отправился в Торговое паро ходство, но там оказалось полным-полно своих штурманов со специальными дипломами. Ему смогли только предло жить ближний каботаж — возить дрова из Ленинграда в Таллин. Он, конечно, отказался. Потребовался целый год для того, чтобы Шаталов 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz