Конецкий В.В. Рассказы и повести разных лет. Москва, 1988.

надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе все не было видно. И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. Он был молод. Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вел корабль через штормовое море! Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. Он уверил командира в том, что уж е неоднократно высаживался здесь и знает проходы в прибрежных камнях. Он никогда д а ж е близко не был и не ведал никаких проходов. Зато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлен, если ему удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормо­ вого ветра. Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чув­ ствовал не только ладонью, но и всем своим существом. Просто судьба изменила... Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг... Навсегда запомнился скользкий блеск на миг обна ­ жившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся весел, перекошенные рты на матросских ли­ цах и рык ветра... Только чудом никто не погиб. И з р а ­ ненные, простывшие, они больше суток провели на остров­ ке — пока не затих шторм. Хотя Шаталов маячного огня и не заж ег , но от доку ­ ментации избавился — угодил на полгода в госпиталь. За неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооруженных сил, демобилизовали одним из первых. Он нашел на берегу спокойное и ден ежное место — работал в Управлении гидрографии: клеил в лоции д а л е ­ ких океанов бумажки с сообщениями о каком-нибудь затонувшем в проливе Пенгленд-Ферги судне, о смене цвета буя в устье реки Жиронды или о новых навигаци­ онных знаках на Таймыре. Скоро все это наскучило до омерзения. Тогда Шаталов отправился в Торговое паро­ ходство, но там оказалось полным-полно своих штурманов со специальными дипломами. Ему смогли только предло­ жить ближний каботаж — возить дрова из Ленинграда в Таллин. Он, конечно, отказался. Потребовался целый год для того, чтобы Шаталов 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz