Конецкий, В. В. Путевые портреты с морским пейзажем : повести и рассказы / Виктор Конецкий. - Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984. - 614, [2] с. : портр.

ДВЕ ОСЕНИ ехов все не разрешал замазывать рамы в сво­ ем флигельке. Часто открывал окно, накинув пальто, зябко кутаясь, смотрел на бурые поля и низкие дымы далекой деревушки. Осенняя сырость тяжелила воздух. У ограды ягодника жались, все к одному месту, вялые, нахохлившиеся куры. Было слышно, как бегает по саду девчонка кухарки, сгоняет к хлеву овец и телят. В большой луже под окном флигеля, вздрагивая от ветра, проплывали облака. Чехов писал «Чайку». Недавно — летом — он первый раз побывал у Тол­ стого. И теперь все вспоминалось, как Толстой, вытирая после умывания свои большие темные руки и отчего-то сердясь, сказал: — Нельзя лечить боль в человеческой душе, ибо, избавляя от боли, убьешь красоту... Невольно приходили на ум знакомые деревенские мужики, больные чахоткой, их упрямый отказ от л е ­ чения. — Не надо, барин. Не поможет. С вешней водой уйду. В этих мужицких словах, как и в словах Толстого, было смирение перед болью, привычка к ней и какая-то неволь­ ная поэтизация ее: не весной, а — с вешней водой... Только ли русское это качество? Чехов работал над «Чайкой» неторопливо, разделяя фразы большими паузами воспоминаний. Всю свою нерастраченную любовь, всю тоску по глубо­ ким, сердечным отношениям между людьми он хотел отдать этой рукописи. Он писал ласковым, осторожным пером; тонким, мелким почерком без нажима, но очень ясным. И нежным. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz