Конецкий, В. В. Повести и рассказы : [для старшего возраста] / Виктор Конецкий ; рис. А. Борисенко. - Ленинград : Детская литература, Ленинградское отделение, 1991. - 317, [2] с. : ил.
вращаются в обыкновенную жизнь». Слово «обыкновенная» ли шено здесь серого и скучного налета. Это не разочарование, а имен но —■знание. Просто не успели они дожить своего детства, не ус пели, шагая по гранитным плитам ленинградских набережных и стараясь всякий раз попасть ногой на следующую плиту, как следует додумать свое будущее, не успели прочитать прекрасных книг. Правда, если брались они что-то в жизни отстаивать, то было это не умозрительное суждение, а убеждение, рожденное опытом, в котором ум поспевал за руками. Примечательно, что авторы, имена которых, казалось бы, должны были сопутствовать первым прикосновениям писателя к бумаге — Мэлвилл и Конрад, — в дей ствительности прочитаны В. Конецким значительно позже. Быть может, потому, что не успели утвердить себя в юно шеском, созерцательном общении с миром, многие герои В. Конец кого так особенно нетерпеливы и упорны в труде, так настойчиво воспитывают в себе мужество и характер, любят рисковать жизнью. Этой «гипертрофией воли», как назвали ее критики, герои В. Конецкого пытаются как бы компенсировать духовную недоста точность, завоевать право на жизнь; но именно она нередко мешает им подняться до настоящего драматизма. Лишь пережив страх смерти, стыд перед товарищами, герой рассказа «Под водой» Ан тоненко понимает, что «настоящее мужество и смелость отчая ния — разные вещи». Ранние герои В. Конецкого — романтики, но иного склада, чем, скажем, у А. Грина или К. Паустовского. У его капитанов нет пристрастия к экзотическим грузам, в трюмах у них нахо дится не кофе, а уголь. Для героев Виктора Конецкого море — это работа. И еще — рассказы В. Конецкого редко заканчиваются уда чей, еще труднее представить их с идиллической концовкой, вроде гриновской: «Они жили счастливо и умерли в один день». И это вовсе не значит, что автор так уж мрачно смотрит на вещи. Но Вик тор Конецкий недаром признается, что не овладел колдовством ро маниста, что он лишь фотографирует действительность. Его тянет к документальности сюжета. В ней он видит поруку правдивости. А сколько в реальной жизни драм остается неразрешенными, сколько потерь, которые ничем нельзя окупить. Трагическая концовка заставляет нас полнее пережить драму героев. Автор апеллирует к читательской взволнованности, в надежде, что она прибавит человеку ясного ума, укрепит его волю, подготовит к жизн:н ым испытаниям. Герой рассказа «Над белым перекрестком», по вине которого 312
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz