Конецкий, В. В. Повести и рассказы : [для старшего возраста] / Виктор Конецкий ; рис. А. Борисенко. - Ленинград : Детская литература, Ленинградское отделение, 1991. - 317, [2] с. : ил.

вращаются в обыкновенную жизнь». Слово «обыкновенная» ли­ шено здесь серого и скучного налета. Это не разочарование, а имен­ но —■знание. Просто не успели они дожить своего детства, не ус­ пели, шагая по гранитным плитам ленинградских набережных и стараясь всякий раз попасть ногой на следующую плиту, как следует додумать свое будущее, не успели прочитать прекрасных книг. Правда, если брались они что-то в жизни отстаивать, то было это не умозрительное суждение, а убеждение, рожденное опытом, в котором ум поспевал за руками. Примечательно, что авторы, имена которых, казалось бы, должны были сопутствовать первым прикосновениям писателя к бумаге — Мэлвилл и Конрад, — в дей­ ствительности прочитаны В. Конецким значительно позже. Быть может, потому, что не успели утвердить себя в юно­ шеском, созерцательном общении с миром, многие герои В. Конец­ кого так особенно нетерпеливы и упорны в труде, так настойчиво воспитывают в себе мужество и характер, любят рисковать жизнью. Этой «гипертрофией воли», как назвали ее критики, герои В. Конецкого пытаются как бы компенсировать духовную недоста­ точность, завоевать право на жизнь; но именно она нередко мешает им подняться до настоящего драматизма. Лишь пережив страх смерти, стыд перед товарищами, герой рассказа «Под водой» Ан­ тоненко понимает, что «настоящее мужество и смелость отчая­ ния — разные вещи». Ранние герои В. Конецкого — романтики, но иного склада, чем, скажем, у А. Грина или К. Паустовского. У его капитанов нет пристрастия к экзотическим грузам, в трюмах у них нахо­ дится не кофе, а уголь. Для героев Виктора Конецкого море — это работа. И еще — рассказы В. Конецкого редко заканчиваются уда­ чей, еще труднее представить их с идиллической концовкой, вроде гриновской: «Они жили счастливо и умерли в один день». И это вовсе не значит, что автор так уж мрачно смотрит на вещи. Но Вик­ тор Конецкий недаром признается, что не овладел колдовством ро­ маниста, что он лишь фотографирует действительность. Его тянет к документальности сюжета. В ней он видит поруку правдивости. А сколько в реальной жизни драм остается неразрешенными, сколько потерь, которые ничем нельзя окупить. Трагическая концовка заставляет нас полнее пережить драму героев. Автор апеллирует к читательской взволнованности, в надежде, что она прибавит человеку ясного ума, укрепит его волю, подготовит к жизн:н ым испытаниям. Герой рассказа «Над белым перекрестком», по вине которого 312

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz