Конецкий, В. В. Никто пути пройденного у нас не отберет / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476, [1] с.

Письма поручика Искровой роты из 1914 года ворачивалась передо мной как на ладони... Сейчас нахожусь в маленьком дрянном городишке, где 80% живут евреи — конечно, про чистоту умолчу. Думаю, это письмо получите к Рождеству. От всей души благословляю Вас, мамочку, 3. Д., М. Д., Игоречка. (Вероятно, уже ходит пешком под стол.)» И з м е н яю т с я и развиваются не характеры героев лите­ ратурных произведений, а изменяется их поведение после надломов и переломов судьбы. Понятие «изменение харак­ тера», употребляемое по отношению к литературным геро­ ям, традиционно, привычно, но импрессионистично, а по­ тому способствует полной путанице. Вор после житейского потрясения, когда он по ошибке обобрал родную мать, и та умерла, перестает быть вором и идет работать в ОБХСС. И мы рыдаем, наблюдая его на э к ­ ране или в книге. Но это не характер его изменился, а по ­ ведение и образ мыслей. В основе романа — судьба. «Роман» — человек в истории, в мире, во Вселенной. Это предполагает способность писателя к изучению всего и вся, то есть к анализу, разложению на составные элемен ­ ты при таланте затем все соединить обратно в гармониче­ ское целое. «Роман» — нечто настолько громадное, что вызывает обыкновенный страх, как вызывает его вдумыва- ние в понятие бесконечности или конечности мира, на­ правленности времени, засмертного пребывания. «Повесть» — сопереживание героям (после вживания в них), сравнение судьбы, души, тела героя со своей собст­ венной жизнью и опытом своей души, разума, сердца и (чаще всего) ассоциация со своим собственным прошлым, настоящим или будущим. «Рассказ» — сопереживание вновь какому-либо эпи зо ­ ду своей жизни или воровство интересного эпизода из чу­ жой судьбы. Под «воровством» здесь подразумевается и полнейшая выдумка — вернее, фантазирование. 285

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz