Конецкий, В. В. Никто пути пройденного у нас не отберет / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476, [1] с.

В ресторане «Сплитски Врата» земноморье отчаянные бриги, галеры и бригантины. В этих камнях недолго отдыхали живые, настоящие пираты. Но, честно говоря, когда я несся в потоке других машин вдоль изрезанных берегов Адриатики, то открыточная кра­ сота пейзажей уже не волновала. Я вспоминал Мистровича. Раньше я даже не слышал о нем. А тут побывал в его до ­ ме, превосходной вилле, которую он завещал родине. Широкая лестница прорезает три террасы. Террасы вы­ ложены крупными камнями , на них растут вдребезги зеле­ ные кусты. Горячая лестница упирается в центральный портик. И когда дверь принимает тебя, то сразу попадаешь в музейную прохладу и музейный, как всегда несколько мертвый мир, в мир, где не живут люди. Я всегда сочувствую музейным экспонатам. Им прихо­ дится быть там, где не пахнет жильем, приходится тратить часть своей красоты и на то, чтобы преодолеть в человеке музейную отчужденность. И вот остались позади нагретая солнцем лестница, паль­ мы, просунувшие растопыренные пальцы листьев прямо в нестерпимо синее небо, и каменная женщина среди под­ стриженного машинкой газона. Женщина эта, изломав ру­ ки и скрестив колени, кричит о чем-то. И не поймешь — о чем? И какая-то тревога возникает в тебе еще до того, как двери виллы закрылись. Там мало туристов. Я был почти один. Деревянные по­ лы скрипели только от моих ног. Наверное, Мистрович так понравился мне потому, что я редко бываю в музеях. Я совсем не уверен в том, что он великий скульптор. Я только знаю, что искусство — вещь такой интимности, что требует от смотрящего, или читающего, или слушаю­ щего совпадения колебаний, требует резонанса. В тот момент, когда я вошел на виллу Мистровича, мне, очевидно, нужен был именно он. Из-за редкости таких совпадений я со страхом хожу в му­ зеи. Сколько раз пытался пойти и посмотреть прекрасное, 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz