Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.
Виктор Конецкий. На околонаучной параболе дали этого понять, и какая высшая российская скром ность в их молчании о главной тяготе. Ведь Пушкин знал, что никто и никогда не заменит, не возместит России даже дня его жизни. И как это со знание усиливало его предсмертную муку! Это как смерть кормильца, у изголовья которого плачут от голо да дети. А он уходит и не может оставить им хлеба. И ему уже не до собственного страха перед неизбеж ным ,ибо внем незавершенность. Но именно эта незавершенность с такой силой дей ствует на наши сердца и на наш разум, ибо если хочешь воздействовать на ум человека, то должно действовать в первую очередь на его сердце, то есть на его чувства. Так сама безвременная гибель Пушкина служит тому, что он смертью попрал смерть и живет в каждом из нас, и бу дет спасать и защищать нас в веках от рационализма и одиночества. О д и н художественный философ или философству ющий художник, уже старый, уже имеющий право на пренебрежение к фактам и заменяющий факты своими ощущениями их, как-то сказал мне, что Толстой в ран них вариантах «Анны Карениной», близко следуя за прообразом, то есть за Марией Гартунг, придавал Анне африканские черты внешности и характера. От них остались кольца волос на шее Анны и безоглядность страстей. Он еще сказал: «Общество играет в кошки-мыш- ки. Пропускает мышку — Вронского. И не пропускает кошку —Анну. Две морали. От них некуда деваться». Он помолчал и закончил неожиданно: «Знаете, я особо люблю Пушкина, ибо его никогда не предала ни одна из его жен щин!» 454
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz