Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.
На кладбище Донского монастыря что сила любви и мелодия ее не могут измениться, не могут стать глубже и сильнее. Кажется, что ты любишь мать так, как дало небо, со всей способностью к этому чувству. Но вот мать умирает. И тогда оказывается, что ты любишь ее с еше большей силой и с каким-то иным, мучительным, но прекрасным качеством чувст ва. Даже своей смертью мать обогащает твою душу и углубляет твою связь с миром, с его бесконечностью и красотой. Пушкин рождается, живет и умирает при каждой са мой мимолетной встрече не только с произведениями его гения, но просто с его именем. И его трагический конец каждый раз углубляет нашу любовь к нему. И не понятно, как может чувство делаться все интенсивнее и прекраснее без конца. Но так происходит. Такого обновляющего влияния, какое оказывает са ма физическая гибель Пушкина на русского человека, у других народных поэтов в других странах не знаю. Ве роятно, наша раздерганная ошибками и сомнениями душа, накладываясь на поэзию Пушкина или даже про сто на его светлое имя, начинает попытки собраться по образцу его гармонии. Так магнит собирает хаотическую металлическую пыль в сложную и прекрасную гармонию силовых ли ний, если встряхнуть бумагу с пылью над ним. Когда пытаешься войти в душевное состояние Пуш кина, Лермонтова или Чехова накануне их смерти, то кажется, что главная боль терзала их оттого, что они по нимали, сколько не успели, сколько не свершили. Они не могли не знать своей великой цены и не чувствовать в себе великих душевных сил, не использованных еще и на десятую долю. И как им от этого сознания невы носимо тягостно было умирать, и как они и звуком не 453
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz