Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.

На кладбище Донского монастыря что сила любви и мелодия ее не могут измениться, не могут стать глубже и сильнее. Кажется, что ты любишь мать так, как дало небо, со всей способностью к этому чувству. Но вот мать умирает. И тогда оказывается, что ты любишь ее с еше большей силой и с каким-то иным, мучительным, но прекрасным качеством чувст­ ва. Даже своей смертью мать обогащает твою душу и углубляет твою связь с миром, с его бесконечностью и красотой. Пушкин рождается, живет и умирает при каждой са­ мой мимолетной встрече не только с произведениями его гения, но просто с его именем. И его трагический конец каждый раз углубляет нашу любовь к нему. И не­ понятно, как может чувство делаться все интенсивнее и прекраснее без конца. Но так происходит. Такого обновляющего влияния, какое оказывает са­ ма физическая гибель Пушкина на русского человека, у других народных поэтов в других странах не знаю. Ве­ роятно, наша раздерганная ошибками и сомнениями душа, накладываясь на поэзию Пушкина или даже про­ сто на его светлое имя, начинает попытки собраться по образцу его гармонии. Так магнит собирает хаотическую металлическую пыль в сложную и прекрасную гармонию силовых ли ­ ний, если встряхнуть бумагу с пылью над ним. Когда пытаешься войти в душевное состояние Пуш­ кина, Лермонтова или Чехова накануне их смерти, то кажется, что главная боль терзала их оттого, что они по­ нимали, сколько не успели, сколько не свершили. Они не могли не знать своей великой цены и не чувствовать в себе великих душевных сил, не использованных еще и на десятую долю. И как им от этого сознания невы­ носимо тягостно было умирать, и как они и звуком не 453

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz