Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.

В черном ящике — Объясни, пожалуйста, что это за штука? — попро­ сил я, забираясь в тепло машины.— На каждом шагу встречаю здесь это понятие. —Да, если ведешь разговор о модных вешах, никуда от «черного ящика» не уйдешь,— проскрипел Леопольд, усаживаясь за руль.— «Черный» — это устройство, о ко­ тором известно лишь одно: если мы введем в него дан­ ные о нынешнем состоянии явления, то на выходе сни­ мем предсказание о будущих состояниях. Никакой программы действий «черного ящика» нам не известно. Тебе ближе художественный мир. Сравню «черный» с ху­ дожественным шедевром. Художественный шедевр тоже сверхсложная система, не поддающаяся описанию, его алгоритм никому, включая творца, полностью не изве­ стен, его воздействие на людей и общество носит вероят­ ностный характер и меняется в свободной зависимости от сегодняшних внешних обстоятельств — ведь ваш брат художник никогда не знает, как будет работать его произ­ ведение, ведать не ведает отдаленных результатов своей деятельности... — Можно ли назвать органы, управляющие наукой на данном этапе ее развития, «черными ящиками»? Вче­ ра ночью нейрофизиологи объяснили мне, что невроти­ ческие состояния, затем атеросклероз, гипертония, ин­ фаркт неизбежны, если человек ставит перед собой и пытается решить сверхтрудную задачу. Ты принадле­ жишь к тем, кто пытается руководить наукой? —Да, но в очень маленькой степени,— сказал Ящик.—Управлять наукой и не обнаруживать длитель­ ное время невротических состояний — значит признать­ ся в отходе своей нравственности от общечеловеческой нравственности, ибо задача управления наукой есть в со­ временных условиях архисложная задача. Но без управ- 14 П. Конецкий 417

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz