Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.
В черном ящике — Объясни, пожалуйста, что это за штука? — попро сил я, забираясь в тепло машины.— На каждом шагу встречаю здесь это понятие. —Да, если ведешь разговор о модных вешах, никуда от «черного ящика» не уйдешь,— проскрипел Леопольд, усаживаясь за руль.— «Черный» — это устройство, о ко тором известно лишь одно: если мы введем в него дан ные о нынешнем состоянии явления, то на выходе сни мем предсказание о будущих состояниях. Никакой программы действий «черного ящика» нам не известно. Тебе ближе художественный мир. Сравню «черный» с ху дожественным шедевром. Художественный шедевр тоже сверхсложная система, не поддающаяся описанию, его алгоритм никому, включая творца, полностью не изве стен, его воздействие на людей и общество носит вероят ностный характер и меняется в свободной зависимости от сегодняшних внешних обстоятельств — ведь ваш брат художник никогда не знает, как будет работать его произ ведение, ведать не ведает отдаленных результатов своей деятельности... — Можно ли назвать органы, управляющие наукой на данном этапе ее развития, «черными ящиками»? Вче ра ночью нейрофизиологи объяснили мне, что невроти ческие состояния, затем атеросклероз, гипертония, ин фаркт неизбежны, если человек ставит перед собой и пытается решить сверхтрудную задачу. Ты принадле жишь к тем, кто пытается руководить наукой? —Да, но в очень маленькой степени,— сказал Ящик.—Управлять наукой и не обнаруживать длитель ное время невротических состояний — значит признать ся в отходе своей нравственности от общечеловеческой нравственности, ибо задача управления наукой есть в со временных условиях архисложная задача. Но без управ- 14 П. Конецкий 417
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz