Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.
В черном ящике тить людей в том же виде, в каком и взял, для писателя- творца даже невозможно: это дело сделает лучше его тот, кто, владея беглой кистью, может рисовать всякую минуту все, что проходит пред его глазами, не мучимый и не тревожимый внутри ничем...» Здесь из зала раздался не очень уверенный, но доста точно решительный голос: — Это Виктор Шкловский! — Нет,— сказал я и, выполняя условие, продолжил чтение: — «Если писатель сам еще не воспитался так, как гражданин земли своей и гражданин всемирный, ес ли он, покорный общему нынешнему влечению всех, сам еще строится и создается, тогда ему даже опасно вы ходить на поприще: его влияние может быть скорее вредно, чем полезно. Это продолжающееся строение се бя самого непременно обнаруживается во всем, что ни будет выходить из-под пера его. Чем он сам менее похож на других людей, чем он необыкновеннее, чем отличнее от других, чем своеобразнее, тем больше может произве сти всеобщих заблуждений и недоразумений. То, что в нем есть не более как естественное явленье, законный ход его необыкновенного организма, состоянье времен ное духа, может показаться другим людям верховною точкою, до которой следует всем дойти...» — Гоголь! — наконец-то раздалось из зала. Интересно, что процесс чтения на людях, даже если читаешь механически, читаешь знакомый до запятой текст, все-таки заставляет понять нечто в тексте особен но отчетливо или, наоборот, обнаружить логические сбивы, которых раньше не замечал. На сцене Дома ученых Академгородка я понял с го лой ясностью, что Гоголь отстаивает право человека вы сказывать свои сомнения, неуверенности, право на 407
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz