Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.
Новое о совести «рационализма». А давайте тогда вспомним, что он зна чит. Философское значение: «Идеалистическое направ ление, отрывающее мышление от чувственного воспри ятия». Обычное, «книжное» значение: «Рассудочное отношение к жизни». У Даля: «Рационалист — умник, разумник, рассудочный человек, верующий только в свой разум и ничего больше не признающий». Симпа тичный парень, правда? И тех и других рационалистов Ленин прихлопнул одной фразой, заметив, что не мо жет быть человеческого искания истины без человече ской эмоции. Никак не протестуя против научного мышления, ху дожники не могут не считать, что такие действия, как обмен неопределимых духовных ценностей на реаль ные выгоды момента,— это скрытая, внешне очень со блазнительная, но хищническая форма использования духовного наследия. Различать умную душу от умной головы способен да леко не каждый. Различать это с каждым годом делает ся все труднее даже тем, кто хочет сознательно сохра нить в себе способность к такому разделению. Я знаю одного большого поэта, который считает, что наша классическая литература делится на литературу чести и литературу совести. Представьте себе, что ка кой-нибудь неробкого десятка хам — талантливый ли тератор — плеснул рюмку водки в лицо Лермонтову. Дальнейший ход событий всем абсолютно ясен. Неиз бежна пуля и чья-то смерть. Теперь представьте Досто евского. Как ходит он, оскорбленный, всю ночь, и как корчится его душа. Не страх поединка и не страх смер ти в его душе. «А ведь ты заслужил, милгосударь, заслу жил, голубчик, ничтожество ты, и рука, оскорбляющая тебя, не хама рука, а Господа! Следуй примеру Его и 381
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz