Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.

Новое о совести «рационализма». А давайте тогда вспомним, что он зна­ чит. Философское значение: «Идеалистическое направ­ ление, отрывающее мышление от чувственного воспри­ ятия». Обычное, «книжное» значение: «Рассудочное отношение к жизни». У Даля: «Рационалист — умник, разумник, рассудочный человек, верующий только в свой разум и ничего больше не признающий». Симпа­ тичный парень, правда? И тех и других рационалистов Ленин прихлопнул одной фразой, заметив, что не мо­ жет быть человеческого искания истины без человече­ ской эмоции. Никак не протестуя против научного мышления, ху­ дожники не могут не считать, что такие действия, как обмен неопределимых духовных ценностей на реаль­ ные выгоды момента,— это скрытая, внешне очень со­ блазнительная, но хищническая форма использования духовного наследия. Различать умную душу от умной головы способен да­ леко не каждый. Различать это с каждым годом делает­ ся все труднее даже тем, кто хочет сознательно сохра­ нить в себе способность к такому разделению. Я знаю одного большого поэта, который считает, что наша классическая литература делится на литературу чести и литературу совести. Представьте себе, что ка­ кой-нибудь неробкого десятка хам — талантливый ли ­ тератор — плеснул рюмку водки в лицо Лермонтову. Дальнейший ход событий всем абсолютно ясен. Неиз­ бежна пуля и чья-то смерть. Теперь представьте Досто­ евского. Как ходит он, оскорбленный, всю ночь, и как корчится его душа. Не страх поединка и не страх смер­ ти в его душе. «А ведь ты заслужил, милгосударь, заслу­ жил, голубчик, ничтожество ты, и рука, оскорбляющая тебя, не хама рука, а Господа! Следуй примеру Его и 381

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz