Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.
Виктор Конецкий. На околонаучной параболе вают знания, и все мечтают выкинуть их из черепа в блок памяти ЭВМ. Еще античные скептики умели обосновывать рав носильность противоположных утверждений и выво дили отсюда принцип полного воздержания от сужде ний. Каждый думающий человек переживает смущение, повторяя логический круг античных скептиков, ибо не имеет права на скептицизм. Скептицизм древних был реакцией на теоретические построения, созданные мыслью, не знавшей ограниче ний, налагаемых на умозрение фактическим знанием. У древних было мало научного знания, научных фак тов. И было много мыслей — не меньше, нежели у нас сегодня. Черт знает куда заползла бы или залетела наша мысль, если бы ей не приходилось иметь дела с ограни чениями фактического знания. Но это не значит, что мысль любит ограничение. Мысль уважает знание, но вечно пытается обойти и объехать рогатку факта, воспарить беспочвенно. Это и дикаря, и академика объединяет. Только академик в этот момент нарушает клятву «благородство обязыва ет», которую он сам себе дал. Академик знает истинные границы знания в его области науки. Для тех, кто не знает истинной границы знаний, существует контроль снаружи. Ведь за дураком, которого послали молиться Богу, нужен глаз да глаз, а то он, бедняга, лоб расшибет. Дураку просто-напросто запрещают бить лбом в пол больше такого-то числа раз в день. Но кто знает, где проходит грань между дураком и мудрецом? И где боль ше мечтателей — среди дикарей или ученых? И кто из них целостней ощущает мир? 306
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz