Конецкий, В. В. Ледовые брызги : из дневников писателя / Виктор Конецкий ; [худож. Л. Авидон]. - Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1987. - 541, [2] с. : ил.

второму штурману возможности ознакомиться с районом плавания в период вахты, так как лоция проливов и карты подхода к порту назначения находились в каюте капитана. (Здесь возникает подозрение, что огромным судном, в чреве которого 11 ООО тонн мазута — двести—триста ж е ­ лезнодорожных цистерн,— командует сумасшедший че­ ловек: почему он прячет несекретные лоции и карты непо­ средственных подходов к порту назначения у себя в каюте?) С ноля часов Вотяков находился на мостике и сам осуществлял судовождение. В 03.20 определили место по двум пеленгам: по маяку Дрогден и огню буя Лильгрунд. Через три минуты прошли траверз буя Лильгрунд в расстоянии 1 кабельтова, оста­ вив его с правого борта. Еще через две минуты начали поворот на курс 49° — на середину прохода Флинт. Здесь второй штурман Дружинин в присутствии свидетеля — вахтенного матроса Василенко — сказал капитану, что глубины прохода Флинт меньше осадки судна. (Самая глухая ночь, в рубке темно, но, вероятно, вто­ рой штурман так побледнел, когда позволил себе такое замечание, что его лицо можно было рассмотреть во всех подробностях и в темноте.) Капитан ответил, что сейчас прилив, а потому проход возможен. И второй штурман (скорее всего демонстративно и в нарушение законов судовождения) д аж е не включил эхолот на мелководье. Хотя отлично знал, что в Балтий ­ ском море и Балтийских проливах вообще нет ни прили­ вов, ни отливов — Луна д аж е в сизигию натягивает здесь один-два сантиметра. На Балтике бывают только ветровые нагоны или сгоны уровня воды. К этому моменту танкер имел осадку: нос — 8,3 м, корма — 8,75 м. Осадка на полном ходу суд­ на увеличивается. Танкер шел полным. Осадка его была не меньше 9 метров, а глубины в проходе Флинт — 7,1 метра. В 03.26 теплоход наскочил на подводное препятствие. Машина была застопорена, но только еще через минуту — в 03.27 танкер остановился. Были повреждены грузовые танки № 3, 4, 5, 7, а т акже грузовое помповое отделение, носовой коффердам и диптанк. Эти повреждения привели к утечке груза, о чем свидетельствовали пятна мазута на поверхности воды. Д л я спасения груза капитан Вотяков решил частично перепустить груз мазута из поврежденных 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz