Кохичко, А. Н. Использование катахрезы и оксюморона на занятиях по развитию речи младших школьников / А.Н. Кохичко // Наука и образование. - 2002. - № 3. - С. 33-38.

34 разработана У. Гордоном (США) в 50-е гг. XX века. Теоретические основы синектики, как и других методов активизации перебора вариан­ тов. несложны. По мнению У. Гордона, твор­ ческий процесс познаваем и поддаётся усо­ вершенствованию: надо изучать записи реше­ ния задач, регулярно тренироваться на самых различных задачах. Таким образом, каждый должен пытаться изобретать, все вещи подда­ ются улучшению, все зависит от настойчиво­ сти и удачи изобретателя. Для этого необхо­ димы специальные приемы, определенная организация процесса решения. По мнению У. Гордона, существуют два вида механизмов творчества, неоперационные (неуправляемые) - интуиция, вдохновение и т.д. и операционные - использование разного вида аналогий. Нужно учить применению операционных механизмов, что обеспечивает повышение эффективности творчества и. кроме того, создает благоприятные условия для проявления неоперационных механизмов. Для творческого процесса очень важно умение превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное - в непривычное. Речь идет о том, чтобы за новой (непривычной) проблемой, ситуацией увидеть знакомое и, следовательно, решаемое известными средст­ вами. С другой стороны, очень важен взгляд на то. что уже стало привычным, давно примель­ калось . Рабочими механизмами для выработки свежего взгляда на задачу являются следую­ щие виды аналогий: прямая - любая аналогия, например, из природы; личная эмпатия - попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ: символи­ ческая - нахождение краткого символического описания задачи или объекта: фантастиче­ ская - изложение задачи в терминах и поняти­ ях сказок, мифов, легенд. По мнению Г.С. Альтшуллера (Г. Альто­ ва), синектика - предел того, что можно дос­ тичь. сохраняя принцип перебора вариантов. Во всяком случае, синектика близка к такому- пределу. Если сравнить метод фокальных объектов с примитивным воздушным шаром, то синектика - дирижабль. И беда не в том. что дирижабль недостаточно совершенен, поскольку воздухоплавание вообще тупико­ вый путь. Завоевание воздушного океана требует принципиально иных средств. Чтобы получить символическую анало­ гию, У. Гордон предлагает найти сочетание двух слов, обычно, прилагательного и сущест­ вительного. которые в краткой парадоксальной форме или в виде яркой метафоры охарактери­ зовали бы суть задачи или объекта. Например, мрамор - это «радужное постоянство»; ядро атома - «энергетическая незначительность» Старшими братьями символической ана­ логии можно считать КАТАХРЕЗУ и ОКСЮМОРОН. Катахреза (от греческого «катахрезис» - «злоупотребление») - фигура речи, состоящая из двух не контрастных (не антонимических) понятий (красные чернила, живое увядание, пушечная стрельба). Оксюморон (от греческого «оксю­ морон» - «остроумно-глупое») - фигура речи, состоящая из двух антонимических понятий (звонкая тишина, убогая роскошь, сладкая боль). Такие конструкции распространены в публицистических и художественных текстах, они передают мысль автора глубоко, ярко и сильно («Живой труп», «Горячий снег». «Оп­ тимистическая трагедия»). Общность средств, применяемых в тех­ ническом творчестве и в литературе, еще раз подтверждает гипотезу о том, что психические механизмы творческого процесса в любой сфере человеческой деятельности одинаковы. Поэтому совершенствование этих механизмов является важной и актуальной задачей педаго­ гического процесса. Однако необходимо отметить, что никаких правил или приемов построение символической аналогии ни сам У. Гордон, ни другие авторы и разработчики методов технического творчества не предла­ гают. Нет также правил конструирования катахрезы и оксюморона. Выявление скрытых внутренних свойств объекта с помощью символической аналогии, как правило, вызы­ вает у учащихся серьезные затруднения, особенно на первых занятиях. Конструирова­ ние таких форм требует развитого воображе­ ния и связано со всем разнообразием операций мышления, таких как анализ, синтез, сравне­ ние, классификация, обобщение и абстрагиро­ вание. Исходя из определения, что парадокс (от греческого «парадокс» - «неожиданный», «странный»): 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее, иногда только на первый взгляд, здравому смыслу; 2) неожиданное явление, не соответст­ вующее обычным представлениям; 3) утверждение и отрицание одного и то­ го же понятия, обладающего множеством существенных признаков,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz