Кохичко, А. Н. Обогащение речи младших школьников военной лексикой / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 41-54.

А.Н. КОХИЧКО ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВОЕННОЙ ЛЕКСИКОЙ Р ' П системе школьного обучения, дающего W L 0 учащимся глубокие знания основ наук, развивающего познавательные интересы детей, формирующего у них навыки самостоятельной работы, особое место отводится начальному образованию. Именно в начальной школе закладываются исходные положения научных знаний, формируется инициатива познавательной деятельности ребенка, умение самостоятельно пополнять свои знания. В наших условиях курсы русского языка и литературного чтения обогащаются за счет регионального компонента: лексики, отражающей названия местных предметов и явлений, топонимов, художественных произведений местных поэтов и писателей, классиков русской и советской литературы, писавших о Кольском Заполярье. В учебном пособии «Край, который я люблю» (в четырех частях), являющемся частью методического обеспечения реализации национально-регионального компонента содержания образования по русскому языку в начальной школе, младшие школьники знакомятся с народами и народностями, живущими на Севере, их традициями и обычаями, с жанровым составом фольклора; красотой родной природы; с историческими и культурными событиями родного края и своего населенного пункта; духовными ценностями «малой родины». Военная лексика в вышеназванном пособии нашла свое отражение в виде отдельных тематических упражнений и заданий при работе над словом, звуковой культурой слова, словосочетанием и предложением, связной речью, а также в виде сопутствующего материала при решении разнообразных лингвистических задач. Учащиеся начальных классов знакомятся с текстами и готовят сообщения о родственниках и знакомых, участниках Великой Отечественной войны, о сынах полка и юнгах, защитниках Кольского Заполярья, истории учреждения медали "За оборону Советского Заполярья", тружениках тыла, памятниках Защитникам Заполярья, установленных в своих населённых пунктах, стихах и песнях о Великой Отечественной войне в Заполярье и т.п. Ниже мы приводим небольшую подборку слов, включенных в материалы упражнений и «Мой словарь» - приложений к четырем частям учебного пособия «Край, который я люблю», объединенных военной тематикой. В первой части словарной статьи называется заголовочное слово и даётся краткое толкование его современного лексического значения. Вторую часть словарной статьи составляет этимологическая справка, где сообщается источник происхождения слова, выделяется слово или морфема с исторически-опорным написанием, толкуется первоначальное значение слова (оно заключено в кавычки). Завершает статью стихотворение, иллюстрирующее значение слова. Приводимое в словарной статье стихотворение можно использовать для выборочного списывания, выполнения различных орфографических, грамматических и лексических упражнений. АВТОМАТ. Ручное скорострельное стрелковое оружие. Слово образовано от греческих "авто" - "сам" и "матос" - "действовать". Автомат "самодействующий". Нам нужно строить города, Выращивать пшеницу И быть готовыми всегда С любым врагом сразиться. Вот почему наш часовой Всегда стоит на страже. Он охраняет наш покой, И автомат Заряжен. /В. Суслов/ АДМИРАЛ. Воинское звание высшего командного состава военно-морского флота. Слово образовано от арабских "амир" - "повелитель", "владыка" и "аль-бахр" - "море". Адмирал - "морской начальник". ... В Кольскую флотилию Разнородных сил, Мощную, мобильную, Флот объединил Части малые, большие И посты сторожевые... Эти силы возглавлял Касатонов - адмирал Из династии морской - Строгий, грамотный, прямой. Все его на флоте знают И по праву уважают... /И. Ядринцева/ АДЪЮТАНТ. Офицер, состоящий при высшем военном начальнике для выполнения служебных поручений или штабной работы. Слово образовано от латинского "адъютаре" - "помогать". Адъютант - "помощник". - Кто стрелял - звонят из штаба.- Кто стрелял, куда попал? Адъютанты землю роют, Дышит в трубку генерал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz