Кохичко, А. Н. Этимология в помощь орфографии : пособие для учителя 1-4-х кл. / А. Н. Кохичко ; Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров. - Мурманск : [б. и.], 1995. - 129 с.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ ПО ЭТИМОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ НАД ТРУДНЫМИ СЛОВАМИ Одной из причин.по которой школьники допускают ошибки при написании непроверяемых слов, является незнание их значений и про­ исхождения. Для решения этой задачи в 1987 году нами был составлен этимо­ логический словарик к учебникам “Русский язык" Закожурнико- вой М. Л. и др. (программа 1-3) и Рамзаевой Т. Г. (программа 1-4). В него вошли этимологические справки к непроверяемым словам для обязательного запоминания и к словам с беспроверочными написа­ ниями. которые не обязательны для запоминания, но включены в упражнения учебников. В этимологическом словарике слова расположены в алфавитном порядке. В словарной статье к каждому слову дается толкование его современного лексического значения (у многозначного слова объяс­ няется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками), дается этимологическая справка. В ней со­ общается источник происхождения слова, называются слова, историче­ ски родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием. Словарные статьи могут быть использованы на уроках. Если в упражнении встречается трудное слово (прежде всего для обязательного запоминания), то можно посмотреть, включено ли оно в словарь и нельзя ли опереться на этимологическую справку при работе над ним. Учитель может адаптировать эту справку к своему классу. В том слу­ чае, если этимологической справки нет, работу над непроверяемым словом можно проводить традиционно (крупно написать непрове­ ряемую букву, выделить ее цветным мелом, подчеркнуть и т. д.). При знакомстве учащихся с новым непроверяемым словом работу на уроке можно организовать следующим образом: [.Сообщение цели. Знакомство со словом. Выяснение знаний ребят о значении слова. 2.Чтение и орфографическое проговаривание слова. Выделение орфограммы. 3.Сообщение этимологической справки учителем или учащимся. 4 . Закрепление изученного. Для прочного запоминания орфографического облика непрове­ ряемого слова необходимо опираться на различные виды памяти 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz