Киселев, А. А. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 9-10-х классов средней школы. Ч. 2 : 1917-1975 гг. / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1976. - 171, [1] с. : ил.

перешел к систематическим авианалетам. Фашисты бомбили железнодорожные узлы, депо, пути, составы. Еще более осложнялась работа железнодорожников с появлением в Мурманском порту торговых кораблей. На путях Мурманска скапливалось иногда до полутора тысяч вагонов. Маневровые операции не прекращались и во время воздушных тревог. Железнодорожники, как солдаты, несли службу, невзирая ни на какие обстоя­ тельства. Так, летом 1942 г. во время массированного налета фашистов на Мурманск загорелся железнодо­ рожный поселок. Люди видели, что горят их дома, но ни один не бросил работу, не побежал спасать свое имущество. 35 человек, дежуривших в смене, остались без крова, но они выполнили свой долг. На мемориальной доске у здания Мурманского вок­ зала среди многих имен погибших в войну железнодо­ рожников есть фамилии составителя поездов И. С. Го­ лубева и стрелочницы Ф. О. Клычковой. Они геройски погибли, спасая станцию и город. В тот день враг бом­ бил составы с боеприпасами и цистерны с бензином, была угроза огромного взрыва. Но железнодорожники под бомбами фашистов в зареве горящих цистерн рас­ цепили составы и рассредоточили их. Немецкие самолеты 97 раз бомбили Мурманский железнодорожный узел, сбросили несколько тысяч бомб. Были разбиты паровозное и вагонное депо, выве­ дены из строя 216 локомотивов и 1300 вагонов. На по­ луострове не осталось ни одной железнодорожной стан­ ции, которая бы не пострадала от бомбежек. Но даже в тех трудных условиях военного времени железнодорожники Заполярья, участвуя во Всесоюз­ ном социалистическом соревновании, добивались отлич­ ных результатов. В течение восьми месяцев они дер­ жали переходящее Красное знамя ГКО, 13 раз завоевы­ вали вымпел Наркомата путей сообщения. Железнодо­ рожники Мурманской области оборудовали для фронта несколько платформ с зенитными установками, в ме­ ханических мастерских выпускали автоматы и грана­ ты. Коллектив Мурманского вагонного депо построил бронепоезд «Мурманец», который 25 апреля 1942 г. вышел в первый рейс. Под командованием А. М. Логи­ нова бронепоезд принимал участие в боевых операциях южнее Кандалакши. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz