Киселев, А. А. Гулаг на Мурмане : репрессии 30-50-х годов XX века на Кольском полуострове : очерки / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2008. - 198 с.

ремещении: одни заканчивали объекты, другие расширялись вокруг новых промышленных строек. И количество заключенных в них было непостоян­ ным. Так из года в год по всей стране кочевали огромные массы аресто­ ванных. Сначала в пересыльные тюрьмы, где рецидивисты «обучали» но­ вичков уму-разуму. Затем в лагеря, потом по объектам работы. Вот поэтому и нелегко ответить на вопрос: сколько же заключенных «перевоспитывалось» в лагерях Мурмана? Если считать, что в каждом бы­ ло по две тысячи зэков, эта цифра могла составить 30 тысяч. Но в то же время есть данные, что только на строительстве Нижне-туломской ГЭС было занято от 12 до 20 тысяч человек. А на стройку железной дороги к Мончегорску в 1935 году было «занаряжено» 10 тысяч зэков... Заключенные в Хибинах и в Ковдоре Хибины были первым объектом индустриализации на Кольском по­ луострове, где широко стал использоваться еще в первой пятилетке труд заключенных. Хотя первоначально на них не рассчитывали. Когда В.И. Кон- дриков отчитывался о первых шагах Хибинской стройки на секретариате Мурманского окружкома ВКП(б), в постановлении было записано: «Считать необходимым при наборе рабочей силы услоновцами (УСЛОН —управление соловецких лагерей особого назначения. — A.FC) пользоваться в исключительных случаях...». Но... вольнонаемных не было, и пришлось обращаться к рабскому труду арестантов. Как мы уже писали, все началось со строительства дорог - автогуже­ вой и железной. Да и вообще тогда среди хозяйственников бытовало мне­ ние: «Если нет вольнонаемной рабочей силы, проси заключенных - они сделают все, что нужно: дороги, корпуса промышленных предприятий, электростанции». Первые лагерники в Хибинах были почти все уголовники, прибыли, как уже говорилось, с Соловецких островов. Кировчанка Л.П. Пучкова, выяснявшая по моей просьбе этот вопрос, получила с Соловков от сотруд­ ницы музея А.В. Мельник такое подтверждение: «Железную дорогу (в массе) строили заключенные, сидевшие на Соловках по самым разным статьям - кто был в наличии в то время. Но специалистов набирали из зэ­ ков со специальным образованием (инженеры и другие руководители)». Кстати говоря, за каждого специалиста трест «Апатит» платил УСЛОНу по 8 тысяч рублей в год. Имевшие сроки инженеры занимали в Хибинах вы­ сокие посты в электротехнической и транспортной службах, в экономиче­ ском и юридическом отделах управления треста «Апатит». Кировчанин Н.П. Червинский по этому поводу вспоминал: «...Вадим Александрович Залесский, инженер-химик, участник Первой мировой войны, до приезда в Хибины был в заключении на Соловках. От него мы узнали о знаменитой Секирной горе и песню “Хороши по весне комары у 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz