Киселев, А. А. Гулаг на Мурмане : репрессии 30-50-х годов XX века на Кольском полуострове : очерки / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2008. - 198 с.

Цифру объемов «перелопаченной земли» А. Матвеев позаимствовал у А.И. Солженицына, который в «Архипелаге ГУЛАГ» со ссылкой на жур­ нал «Соловецкие острова» писал: «С большими трудностями провели грунтовую дорогу по долине реки Белой, по берегу озера Вудъявр до горы Кукисвумчорр (Апатиты) на протяжении 27 километров, устилая болота бревнами и песчаными насыпями, выравнивая капризные рельефы осы­ пающихся склонов каменистых гор... Затем УСЛОН построил там и желез­ ную дорогу - 11 километров за один зимний месяц...». Принимая на веру и объемы выполненных зэками работ, и сроки их исполнения, мы не можем согласиться с Александром Исаевичем лишь в таком утверждении: «Во всех точках Мурманской железной дороги от Ло- дейного Поля до Тайболы к 1929 году уже появились лагерные пункты СЛОНа». Нет, их в двадцатые годы на Кольском полуострове еще не было. Но к этому вопросу мы еще вернемся, а сейчас от Соловков перейдем к Бе­ ломорканалу. «ББК» Как-то я уже вспоминал, что в детские годы (а это было в Мончегор­ ске до Второй мировой войны) считал аббревиатуру ББК общей кличкой арестантов. Заключенные группами по 50-100 человек работали на погрузке ле­ са, мостили дороги, копали фундаменты. И «вольные» звали их не зэками, как сейчас, а «бэбэка», т.е. прибывшими со стройки Беломорско- Балтийского канала. История связи ББК и Мурмана началась еще в годы первой пятилет­ ки. Когда Сталину пришла мысль связать водным путем Белое и Балтий­ ское моря, он в первую очередь думал не об укреплении обороноспособно­ сти СССР (какая же от канала польза, если по нему даже миноносцы не могли проходить, не освободившись от вооружения; к тому же полгода ка­ нал был подо льдом), а как с наибольшей эффективностью использовать сотни тысяч людей, попавших в разряд «раскулаченных» и «врагов наро­ да». И вдруг (в планах пятилетки об этом ничего не говорилось) появилось решение - строить канал длиной 227 километров, помочь индустриализа­ ции Карело-Мурманского края (тогда проблемы Карелии и Мурмана рас­ сматривались вместе, комплексно). Вначале на Беломорканале были только уголовники. Но работали они плохо, непроизводительно. Тогда сюда стали присылать «социально вредных» и раскулаченных, а затем и осуждённых по знаменитой 58-й ста­ тье (контрреволюция). По подсчётам карельского краеведа И.И. Чухнна, в 1932 году таких было уже около 60 тысяч. А всего, как утверждал тот же Чухин, «через систему лагерей СЛОН - ББЛ - ББК прошло с 1923 по 1941 годы около 700 000 человек». 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz