Киселев, А. А. Гулаг на Мурмане : репрессии 30-50-х годов XX века на Кольском полуострове : очерки / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2008. - 198 с.

Союзе есть эксплуатация и что он согласен с Троцким, который был про­ тив колхозов». Новая волна репрессий в траловом флоте началась осенью 1937 года. 26 сентября того года в окружной газете появилась статья с мрачным назва­ нием «Очистить флот от вражеских последышей». Что же это за последы­ ши? Кто же там упоминался? Да практически все руководство траловым флотом: начальник управления тралфлота Иван Борисович Богачев (1890 го­ да рождения, был арестован вместе с женой), главный инженер Малышев, начальник производственного отдела Кузнецов, начальник отдела кадров Мальман, начальник административно-хозяйственной части Козлов, юрист управления Ануфриевский и другие. Мы не знаем, все ли они были репрес­ сированы, точнее арестованы, но что натерпелись они все страху, вне со­ мнения. Чтобы не создалось у читателей впечатление, что репрессировали в основном начальство, мы приведем дополнительные данные из архивных источников: в июле 1937 года был арестован и исключен из партии кочегар траулера Емельян Данилович Педь, в августе —электросварщик Г.А. Са­ довский, чуть позже —инспектор отдела кадров тралфлота К.П. Вакс. Бытующее у некоторых историков понятие, что «машина репрессий к концу 1937 года резко сбросила обороты», не подтверждается нашими данными по рыбакам. 8 мая 1938 года в окружной газете - большая корреспонденция «Ли­ квидация последствий вредительства в центре внимания коммунистов», в который опять-таки в негативном свете упомянуты капитаны траулеров Абрамов, Баснев, Голиков, Егоров, Романов (РТ-51 «Лещ»), Г.С. Форощук (РТ-42 «Аскольд»). Еще три капитана (В.Ф. Ерошков, Калачев и Попов) упоминались в приказе Наркомпищепрома № 1171. Продолжались и аре­ сты: так, 4 июня 1938 года забрали прямо с мостика корабля капитана РТ-8 «Сельдь» Я.Д. Панфилова. О том, что слежка и репрессии в траловом флоте продолжались, го­ ворит обнаруженный нами в архиве документ, составленный 10 октября 1938 года и подписанный инструктором политчасти «Мурманрыбы» Г.Б. Вайнером. Этот инструктор курировал тогда 16 траулеров и составил список на 50 человек —подозрительных и неблагонадежных. Мы взяли из этого «черного списка» только первые четыре корабля: РТ-1 «Акула» —че­ тыре фамилии (К.П. Чухчин - капитан, бывший судовладелец, служил у белых; А.М. Хохлин - третий штурман, служил у интервентов; И.А. Ан­ туфьев - тралмейстер, тоже служил у интервентов; П.А. Вайгин - рыбма- стер, тоже якобы был связан с английскими интервентами); РТ-2 «Ерш» - трое подозрительных (Л.В. Морозов - второй штурман, служил у белых; С.М. Коновалов - старший механик, сын торговца; Е.А. Бурков - третий механик, отец осужден по ст. 58, п. 10); РТ-3 «Красноармеец» —один не­ благонадежный, старший штурман Б.В. Лотов (был судим); РТ-4 «Навага» - в списке три фамилии (П.П. Катц - капитан, эстонец, офицер царского 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz