Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

венной помощи. В канун отъезда, 4 декабря 1941 г., заместитель Идена Александр Кадоган записал в дневнике; «Обсуждал поездку в Россию. Де­ ло выглядит так, что мы не сможем предложить русским даже военную технику вместо дивизий. Антонии Идену все это крайне не нравится (и справедливо), но он согласился ехать». Первоначально думали отправить Идена в Москву южным путем, и об этом Черчилль сообщал 22 ноября Сталину: «Мы готовы командировать в ближайшем будущем министра иностранных дел Идена, с которым Вы знакомы. Он направится через Средиземное море для встречи с Вами в Москве или в другом месте...». Но в последний момент обстоятельства изменились, и группа Идена (в нее входили Александр Кадоган, сотрудник департамента Форин офис Фрэнк Робертс и личный секретарь Идена Оливер Гарви) отправилась в Москву через Атлантику и Мурманск. По пути в Мурманск Выехали из Лондона поездом 7 декабря, направляясь на одну из во­ енно-морских баз метрополии. Еще в Шотландии узнали, что японцы на­ пали на Пёрл-Харбор. Как это ни парадоксально звучит, но в своих воспо­ минаниях Иден писал об этом телефонном звонке Черчилля недвусмыс­ ленно так: «Я не мог скрыть облегчения». (Это означало, наконец-то, США вступили в войну. Повторилось то, что было в июне 1941 г., когда в войну вступил Советский Союз. Все это значительно облегчало положение Анг­ лии.) Господин Иден по пути в базу Скапа-Флоу, где стоял под парами крейсер «Кент», простудился и чувствовал себя неважно. И все четверо су­ ток перехода по свежей погоде в Мурманск судовому врачу пришлось приводить министра в норму. Этому, к сожалению, мало способствовали условия плавания: «адми­ ральская» каюта по левому борту (она состояла из салона, спальни и умы­ вальной комнаты) располагалась над машинным отделением и была в по­ стоянной вибрации и какой-то невообразимой дрожи. Сопровождавший Идена советский посол в Лондоне И.М. Майский позднее описывал этот переход так: «Картина была мрачная и демониче­ ская: черная вода, черное небо, бурные волны, столб льда, выросшего на носу корабля, и где-то внизу этот непрерывный, ровный гул машин, моно­ тонно сотрясающий судно. Часто казалось, будто бы в глубокой тьме по­ лярной ночи между тьмой неба и тьмой воды несется темный волшебный корабль, летящий в неизвестность...». На подходе к Мурманску 12 декабря крейсер «Кент» был встречен советским кораблем, с которого на английский мостик поднялся русский лоцман. Часа через три (был густой туман) «Кент» бросил якорь на рейде 202

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz