Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

А.В. КОЛЧАК: КАРЬЕРА И СУДЬБА, АРКТИКА И ЛЮБОВЬ Биографическая справка Колчак Александр Васильевич (4 ноября 1874 г., с. Александровское Петербург­ ского уезда - 7 февраля 1920 г., Иркутск). Родился в семье штабс-капитана морской ар­ тиллерии, в дальнейшем генерал-майора В.И. Колчака. Окончил в 1894 г. Морской ка­ детский корпус, произведен в мичманы. Служил на военных кораблях (в Петербурге, Владивостоке), в 1896-1899 гг. совершил плавание на «Крейсере», в основном в водах Тихого океана. В 1900 г. произведен в лейтенанты, начал заниматься научной деятель­ ностью (главным образом океанография и гидрология). Участник полярной экспедиции Э.В. Толля 1900-1902 гг. (по ее итогам в 1906 г. избран действительным членом Рус­ ского Географического общества, а один из островов Карского моря назван его име­ нем). С началом русско-японской войны отправился в Порт-Артур, где командовал эс­ минцем; затем береговой артиллерийской батареей. После сдачи крепости оказался в плену, в апреле 1905 г. вернулся через Америку в Петербург, был награжден орденами и золотой саблей с надписью «За храбрость». С образованием в 1906 г. Морского Генштаба (в т.ч. по инициативе Колчака) был начальником отдела, занимался разработками по реорганизации Военно-Морского флота, выступал в Госдуме в качестве эксперта по военно-морским вопросам. В 1908 г. перешел на работу в Морскую Академию, в 1909 г. опубликовал свое наиболее крупное исследование «Лёд Карского и Сибирского морей». Участвовал в разработке проекта экспедиции с целью исследования Северного морского пути. В 1909-1910 гг. экспеди­ ция, в составе которой Колчак командовал кораблем, совершила переход из Балтийско­ го моря во Владивосток, затем - плавание по направлению к мысу Дежнева. С 1910 г. в Морском Генштабе занимался разработкой судостроительной программы России, в 1912 г. перешел на Балтийский флот, в декабре 1913 г. произведен в капитаны I ранга, занимал должность флаг-капитана оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой войны организовал успешную постановку мин и нападения на караваны германских торговых судов. С сентября 1915 г. командовал минной дивизией, затем морскими силами в Рижском заливе. В апреле 1916 г. произведен в контр- адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом (с производством в вице-адмиралы)... 26 февраля 1917 г., получив от М.В. Родзянко телеграмму о событиях в Петро­ граде, распорядился прервать почтовую и телеграфную связь Крыма с Россией, затем приказал вывести основные силы флота в море, дабы самому контролировать и дово­ дить до сведения экипажей все сообщения о происходящем в стране. 5 марта распоря­ дился устроить молебен и парад по случаю победы революции, на митинге в Севасто­ поле «выразил преданность Временному правительству» (Хесин С.С. Октябрьская ре­ волюция и флот, М., 1971, с. 53). 12 марта привел флот к присяге... 6 июня делегатское собрание приняло решение отстранить от должностей Кол­ чака, его начальника штаба и помощника командира Севастопольского порта, причем вопрос об аресте Колчака передать на рассмотрение судовых и полковых комитетов, отобрать оружие у офицеров и взять под охрану военные склады. Колчак телеграфиро­ вал морскому министру и начальнику штаба Верховного главнокомандующего, что «анархическое движение развивается, происходят митинги, приводящие свои поста­ новления в исполнение без санкции центрального комитета» (там же, с. 180). 7 июня стало известно, что большинство комитетов высказалось против ареста Колчака. Одна­ ко последний, возмущенный решением об изъятии оружия у офицеров, выбросил свой 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz