Казакова К. С. Особенности обучения и воспитания советских школьников в 1930-е годы (на примере образовательных учреждений Мурманской области) // XI Масловские чтения : [региональная научно-практическая конференция с международным участием, посвящённая 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, Мурманск, 20-22 декабря 2012 г.] : сборник научных статей / Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск, 2014. - С. 37-39.

К.С. Казакова ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1930-Е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Основная цель обучения и воспитания в советской школе 1930-х гг. подчинялась идеологическим установкам, заключающимся в повышении образовательного и культурного уровня учащихся, формировании у них «правильных» идеологических убеждений. Школа оказывалась первым со­ циальным институтом, закладывающим в подрастающее поколение эле­ менты советской культуры. Особенно остро вопрос идеологического воспитания школьников стоял в школах г. Хибиногорска, где большинство учащихся составляли дети спецпереселенцев. Так, на 1 апреля 1935 г. дети спецпереселенцев со­ ставляли 66,5% от общего числа учащихся1. Согласно документам перед учителем ставилась задача: «При подготовке и проведении любого урока в любом классе - проводить линию партийной выдержанности соответст­ вующим подбором материала и правильном его освещении»2. Особое вни­ мание среди учебных дисциплин уделялось русскому языку. В 1930-е гг. в школе развернулась борьба за грамотность, был введен «орфографический режим». Необходимость этого определялась низким уровнем грамотности учащихся, многие из которых были сосланы на Север из сельских районов, а также и учителей, прошедших ускоренные курсы подготовки и не имею­ щих специального педагогического образования. В целом, основное вни­ мание уделялось грамотности учащихся и аккуратному ведению тетради. Каждый учитель независимо от предмета, проверяя домашние задания, должен был обращать внимание на грамотность ученика и за допущенные ошибки мог снижать общую оценку. Кроме того, тетради ученика отдава­ лись родителям для проверки под расписку. От ученика требовалось акку­ ратное ведение тетради. Грядные и чистые тетради вывешивались в классе, и между классами устраивались соц. соревнования на лучшую тетрадь. Значительное место в педагогическом образовании занимало идейно­ политическое воспитание. Широко распространялись и активно применя­ лись различные формы политико-воспитательной работы, проводимой как в контексте преподавания дисциплин общественно-исторического цикла, так и в рамках внешкольных мероприятий. В 1930-е гг. в школе организуется работа кружков политграмоты, истории партии, приобщ авших детей к вопросам текущей политики. 1 Шашков В.Я. Раскулачивание в СССР и судьбы спецпереселенцев 1930-1954 гг. - Мурманск, 1996. —С. 215. 2 ГОКУ ГАМО в г. Кировске. - Ф. 10. - On. 1. —Д. 3. —Л. 53. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz