Казакова К. С. Из истории становления школьного образования на Кольском Севере в 1930-е гг. // Развитие северных территорий: проблемы и перспективы : материалы международной молодежной конференции, 26-29 сентября 2012 года / Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск, 2012. - С.19-21.

4. Харлампьева Н.К. Арктическое научно-исследовательское и образовательное пространство // Акту­ альные вопросы современного университетского образования: Материалы X Российско-Амери­ канской научно-практической конференции, 14-16 мая 2007 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герце­ на, 2007. - С. 94-98. 5. Циркумполярная декларация инуитов о суверенитете в Арктике, ст. 3. П. 3.33., 28.04.2009. [Электрон­ ный ресурс]. - Режим доступа: http://inuitcircumpolar.com/section.php?ID=25&Lang=En&Nav= Section. 6. Keohane R.O., Nye J.S. (J.). Transnational Relations and World Politics. Cambridge, Ma: Harvard Univer­ sity Press, 1972. 167 P. URL: http://bibl.tikva.ru/base/B1516/B1516Partl4-152.php K.C. Казакова Центр гуманитарных проблем Баренц-региона Россия, г. Апатиты BCsenia-kuznec@yandex.ru ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ В 1930-Е ГГ. Аннотация. Статья посвящена истории становления школьного образования в г. Ки- ровске (Хибиногорске) в 1930-е гг. На основании архивных документов показаны темпы школь­ ного строительства, процесс обеспечения школ педагогическими кадрами. Кроме того, рас­ сматриваются особенности функционирования национальной школы для финнов-спецпере- селенцев. Во второй половине 1920-х началось промышленное освоение Кольского края: на полу­ остров прибыли сотни тысяч людей, в т.ч. заключенных. Начали отстраиваться г. Кировск (1931; до 1934 г. - Хибиногорск), рабочий поселок Апатиты, Мончегорск. В связи с активным освоением и развитием северных территорий и увеличением численности населения возникает необходимость в расширении и развитии системы школьного образования. Жизнь средней школы была тесно связана с жизнью региона. Процесс становления и развития системы школьного образования в 1930-х гг. осуществлялся в чрезвычайно сложных географических, материально-технических условиях. В 1931-м г. по данным городского отдела народного образования в г. Хибиногорске действовало 3 школы: на 13-м, на 19-м и на 25 км. Число учащихся в них было соответственно - 176, 560 и 180 человек, что составляло 93% от общего количества детей школьного возраста. 7% - составляли 80 детей финнов, которых не смогли охватить в виду отсутствия педагога [1, с. 7]. Вопросы школьного строительства были форсированы директивами сверху и увеличением ассигнований по местному бюджету на на­ родное образование. На 1 декабря 1932 г. согласно отчету Хибиногорского ГОРОНО действо­ вало уже 9 школ. Основными проблемами были перегруженность школ (в 5-ти школах занятия шли в 3 смены), нехватка школьных помещений и обеспечение школьников одеждой и обувью. Школы размещались в стандартных деревянных домах и бараках. Материально- технические условия работы школ в эти годы были тяжелыми. Большой проблемой средних школ была теснота помещений. Быстрому изнашиванию оборудования способствовали часто и сами учащиеся. Учителям требовались огромные усилия, чтобы поддерживать материально- техническое оснащение школ на минимально необходимом уровне. «Оборудование школ скверное (скамейки и столы) парт нет, ребята сидят по 6 человек на скамейке», - говорилось в отчете [1, с. 8]. Судя по документам, здания школ требовали ремонта. Крыши протекали, сто­ ловых при школах не было. Дети завтракали в классе на учебных столах. Между тем, денег на оборудование школ не хватало, т.к. первостепенной задачей было увеличение количества школ. Расширение школьной сети происходило в первую очередь за счет открытия малокомплектных начальных школ в небольших поселках, в которых штат состоял из одного-двух учителей. К 1935 г. сеть школ в г. Кировске составляли: городские-средние № 1, 2, 3, неполные средние - № 4, 5, 6, 7, 8, неполная средняя финская школа, начальные школы № 9, 10. Кроме того, в рабочих поселках действовали Апатитская и Зашейковская неполные средние школы, Восточно-губская, Пиренгская, Чирвинская, Африкандская начальные школы и сельские на­ чальные школы - Енская, Бабинская, Охтокандская, Хибинская [2, с. 33]. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz