Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.

Проблема взаимосвязи семьи и системы образования напрямую связана с вопросами социального функционирования образования, наследования социального статуса и социальной мобильности, социальных взаимоотношений поколений, воспроизводства культуры и формирования духовного облика молодежи. В отечественной науке она долго оставалась «территорией» двух наук - педагогики и педагогической психологии. Социологические исследования проблем образования в основном были ориентированы на школьную проблематику, где преподавание и обучение являются организованными видами деятельности. Однако сопутствующие образованию и оказывающие на него влияние исторические традиции быта, семьи, как правило, оставались на периферии социологического знания [Гаспарян, 1999, с. 117]. В настоящее время в социологии образования, несмотря на появление ряда научных публикаций, в отношении этой проблемы сохраняется пробел. Для каждой семьи характерно наличие определенной образовательной стратегии , под которой понимается создание условий для раскрытия и развития возможностей ребенка, формирования его мотивации к самопознанию, саморазвитию и самообразованию, способностей, направленных на становление его личности и индивидуальности. Образовательная стратегия напрямую зависит от образовательного потенциала семьи как совокупности условий, направленных на осуществление образовательной стратегии. Компоненты образовательного потенциала семьи могут быть ценностными, субъектными, эмоционально-психологическими и материальными. Ценностный компонент представляет собой совокупность приоритетов семьи в жизни, деятельности, отношениях; в него включены смысловые акценты человеческих отношений, труда, познания, социальной активности, жизни в целом. Субъектный - совокупность лиц в пространстве семьи, которые включаются в процесс воспитания, обучения, развития и социализации ребенка, а также их культурно-образовательный уровень. Эмоционально-психологический связан со стилем отношений, характером лидерства в семье, ожиданий от ребенка и формой их выражения. Материальный (предметный) компонент определяется наличием в жизненном пространстве семьи средств для становления и развития способностей, интересов, потребностей ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Семья, являясь важным звеном, участвующим в становлении и последующем самоопределении индивида, формирует базу знаний и социального опыта, необходимых ему в дальнейшем для самостоятельной деятельности, в том числе профессиональной. В целом, можно утверждать, что культурно-образовательный статус семьи, в которой воспитывается ребенок, имеет большое значение при детерминации его возможностей на получение хорошего образования. Накопление культурного (образовательного) потенциала семьи происходит диахронно, т.е. от поколения к поколению, и таким образом, образовательный потенциал выступает по отношению к образовательным стратегиям, с одной стороны, как фактор выбора, а с другой, - как результат их реализации. Важнейшей целью, содержанием и результатом процесса социализации человека выступает достижение им вполне определенного и устойчивого уровня социальной зрелости, предполагающей восприятие индивидом социально 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz