Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова Пароходство и борьба за ледоколы 2000-е годы для ведущей арктической компании стали периодом раз­ вития и совершенствования кардинальных преобразований стиля, форм и методов деятельности, начатых в 1999 году. Это было время закрепле­ ния позитивных перемен в системе хозяйствования компании и одновре­ менно решения принципиально новых задач, каких не было за всю более чем 60-летнюю историю пароходства. Знаковым для Мурманской области можно назвать событие, датиро­ ванное 1 марта 2000 г. В этот день ОАО «Мурманское морское пароход­ ство» были переданы в доверительное управление танкеры ледового и усиленного ледового класса, построенные нефтяной компанией «Лу­ койл». И без сомнения, главное событие 2000 года произошло 18 августа. В этот день была успешно завершена отгрузка первой партии нефти с Варандейского месторождения на танкер «Волгоград». Это означало, что вступила в строй уникальная транспортно-технологическая система мор­ ского вывоза ранней нефти Тимано-Печорской нефтегазоносной провин­ ции. Событие это, по своему значению российского и даже международ­ ного масштаба, стало возможным благодаря Мурманскому пароходству, не ожидавшему пассивно образования новых грузопотоков в Арктике, а смело и решительно включившемуся в процесс их создания. Наряду с первой нефтью Варандея на внешний рынок Мурманским пароходством поставлялось и углеводородное сырье Приобских месторождений. Арктический профиль деятельности Мурманского пароходства во многом определял ледокольный флот, переданный ему государством в доверительное управление. И хотя финансовое благополучие этого уникального флота по-прежнему оставляло желать лучшего, пароход­ ству удавалось не только обеспечить его надежную эксплуатацию, но и изыскивать возможности продления ресурса ледоколов, а также пути их нетрадиционного использования. Экипаж флагмана российского ато­ мохода - «Арктика», достигший первым в мире в 1977 году в надводном плавании Северного полюса, в 1998-м впервые осуществил приполюс­ ную ледовую проводку немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн». С 4 мая 1999 г. по 4 мая 2000 г. «Арктика», не заходя в порт ровно 365 суток, работала в морях Северного Ледовитого океана, занимаясь проводкой судов на трассах Северного морского пути. За это время было проведено 110 судов, пройдено 50 тысяч морских миль, из 284

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz