Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства От первого опыта - к стабильности В советский период развитие арктической морской транспортной системы считалось одним из показателей торжества стратегии освоения Арктики. Достигалось это затратой огромных материальных и людских ресурсов. Стремясь покрыть часть расходов на содержание Северного морского пути за счет получения валютных средств за проводку иност­ ранных судов по СМП, Министерство морского флота в 1967 г. иниции­ ровало открытие этой трассы для международного судоходства. Тогда по трассе Северного морского пути впервые в истории из Гамбурга в Японию прошел теплоход «Нововоронеж» Мурманского морского пароходства. Однако ни одно иностранное судно не воспользовалось предложенными услугами. Видимо, сказалось отсутствие у западных судоходных компаний достаточной информации о выгодности и безопасности транзита по Се­ верному морскому пути. Новый импульс идее международных транзитных перевозок по трас­ се Северного морского пути дали инициативы Мурманского морского пароходства 1987 года. В них указывалась принципиальная готовность СССР предоставить самые мощные в мире ледоколы для проводки инос­ транных судов при условии нормализации международной обстановки. В начале 1987 года в Мурманске работала представительная комиссия, которая анализировала состояние безопасности атомных ледоколов Мурманского морского пароходства. Представители комиссии ознакоми­ лись с организацией работ на базе атомного флота в Мурманске, изучили обслуживание атомных ледоколов, проверили документацию. Проверя­ ющие побывали практически на всех ледоколах, которые участвовали в навигации, и сделали вывод о том, что в пароходстве флот грамотно и эф­ фективно эксплуатируется и кадры, которые сформировались на атомных судах, имеют очень высокую профессиональную квалификацию. На предприятиях страны в конце восьмидесятых началась перестрой­ ка методов экономического хозяйствования, и коллектив пароходства с 1987 года приступил к работе в условиях самофинансирования и са­ моокупаемости. Первый год работы на хозрасчете стал годом освоения новых методов ведения производства. На практике это означало необ­ ходимость выработки нового мышления, нового подхода, поиск новых методов производственной деятельности. 19 февраля 1988 года на проф­ союзной конференции трудящихся Мурманского морского пароходства 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz