Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Высокими широтами - на Восток Освоение трассы Северного морского пути после Великой Отечест венной войны стало главной задачей, поставленной правительством Советского Союза перед Мурманским морским пароходством. Трасса плаваний проходила вдоль материкового берега с использованием про ливов: Карские ворота (или Югорский Шар), Б. Вилькицкого, Санникова (или Дм. Лаптева) и Лонга. Плавания совершались с конца июля до начала октября. Однако кратчайший путь из Мурманска до Берингова пролива пролегает севернее островов Северная Земля, Новосибирских островов и острова Врангеля по ортодромии. Одним из выдающихся плаваний, организованных Мурманским паро ходством по трассе Северного морского пути, был совместный переход атомного ледокола «Ленин» (капитан Ю.С. Кучиев) и дизельного ледокола «Владивосток» (капитан Ю.П. Филичев) из Мурманска в Певек в период с 28 мая по 22 июня 1971 года. Курс ледоколов проходил севернее архи пелага Северная Земля и Новосибирских островов. Ледоколы во время той экспедиции успешно прошли высокоширотную трассу, подтвердив возможность проводки судов с грузами по этой трассе. Но это были все- таки ледоколы без участия в данной операции транспортных судов. Глав ное же предназначение ледоколов - осуществлять проводку караванов транспортных судов по ледовым арктическим трассам. Новые трассы осваиваются для того, чтобы по ним безопасно могли ходить суда с народ нохозяйственными грузами. Важным стимулом к более уверенному пла ванию по арктическим морям явился ввод в эксплуатацию и закрепление за Мурманским пароходством атомных ледоколов второго поколения типа «Арктика» мощностью 75 тыс. л. с. После успешного достижения атомоходом «Арктика» 17 августа 1977 года Северного географического полюса стало естественным и ре альным решение Министерства морского флота впервые осуществить проводку транспортного судна по высокоширотной трассе Северного Ледовитого океана в ранние сроки навигации. Решение было принято 30 августа 1977 года на заседании коллегии Министерства морского флота, протокол № 17. В нем говорилось: «Провести совместно с ГХО «Севзапфлот» и Мурманским пароходством подготовительную работу по проведению в первом полугодии 1978 года транспортного экспери ментального рейса судна класса УЛА или УЛ под проводкой атомного 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz