Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Неизвестная авария в море Лаптевых Событие, о котором пойдет речь, произошло в августе 1989 года. Это была последняя навигация атомного ледокола «Ленин». 3 декабря 1989 го­ да ему должно было исполниться 30 лет со дня начала эксплуатации. Поэтому было важно, чтобы судно после тридцатилетней эксплуатации самостоятельно вернулось для торжественной встречи в порт приписки г. Мурманск. Ледокол «Ленин» после произошедшей накануне стыковки с атомным ледоколом «Сибирь» находился примерно в 55 милях к северу от устья реки Лены в море Лаптевых в ожидании подхода судов. На борту выполнялись ремонтно-профилактические работы силами находившихся в рейсе работников РТП «Атомфлот». По распоряжению старшего механи­ ка А.И. Шеронкина в носовом машинном отделении занимались ремон­ том насоса ЭЦН-14 № 1 охлаждения главных генераторов слесари А.И. Ан- фалов и А.В. Захарцев. Закрытие арматуры насоса производил машинист I класса Л.П. Рогозин. Проверку закрытия арматуры, сброс давления из гидравлической части насоса и наблюдение за ремонтом выполняли: мастер АППУ А.Ф Лебедев, второй механик С.Г. Перевощиков, машинисты I класса В.В. Гудзенко и В.А. Веретельников. Руководил работами старший механик А.И. Шеронкин. После отдачи гаек разъема гидравлическую часть с крышкой выдавило из посадочного места напором воды, и были частично затоплены носовое отделение вспомогательных механизмов, носовое отделение питательных насосов, сухие отсеки ледовых ящиков № 2, 3. Видимо, не зная особенностей работы клинкетов (задвижек) на забортной системе, рабочие ремонтно-технологического предприятия «Атомфлот» не смогли закрыть до конца задвижку, отсекающую магист­ раль забортной воды к насосу, который собирались демонтировать для проведения ремонтных работ. Демонтаж насоса также проводился с нарушением правил безопасности, были удалены сразу все гайки креп­ ления насоса. В результате демонтажа насоса, находившегося гораздо ниже ватерлинии, произошло неожиданное и очень быстрое поступле­ ние забортной воды в носовое машинное отделение ледокола. Своими основными водоотливными средствами, скоро оказавшимися под водой, и развернутыми переносными насосами с такой объемной течью экипаж самостоятельно справиться не смог, вода прибывала. Через выгородку в носовое машинное отделение проходили цепи управления системами управления обоих реакторов, поэтому пришлось 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz