Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова Вторая жизнь Вскоре наши ученые и конструкторы поняли, что американский адмирал Риковер, говоря о советской установке, был прав. В процессе опытной эксплуатации ЯЭУ ледокола «Ленин» выявились ее конструктив ные недостатки, проблемы комплектации и компоновки оборудованием. Кроме того, были случаи выхода оборудования из строя. Первая судовая ядерная установка требовала дальнейшего совершенствования. Отсутс твие фильтров в системе второго контура, которые защищали бы пароге нераторы от попадания в нее солей хлора, выводило ее из эксплуатации. Атомная установка на ледоколе «Ленин» не отработала полностью срока, на который она была спроектирована. На атомоходе уже через год из шес ти парогенераторов из строя вышли два. Одна из самых тяжелых аварий произошла в феврале 1965 г., когда «Ленин» был поставлен на плановый ремонт и перезарядку реакторов. При подготовке ледокола к навигации во время выгрузки ОЯТ (отработавшего ядерного топлива) реактора № 2 в результате ошибочных действий персонала была повреждена активная зона реактора, обнаружились серьезные механические повреждения тепловыделяющих сборок, вплоть до отрыва части конструкций, и ак тивную зону потребовалось выгрузить. После установки новой корзины активной зоны в реактор № 2 его загрузили свежим топливом. Из-за опа сения негерметичности вывод реактора на мощность отложили и вышли в море на двух реакторах. К концу навигации 1965 г. выявилась утечка теп лоносителя из реакторной установки № 2. Обследования показали, что негерметичность первого контура находится на «неотсекаемом» участке трубопровода. Пришлось поддерживать нужные параметры первого кон тура на установке № 2 с помощью насосов подпитки, пока ледокол шел в Мурманск. С приходом в базу неработавшая зона была выгружена на плавучую базу «Лепсе», где произвели ее дезактивацию и вернули пред- приятию-поставщику. (Ю.Л. Бордученко. Развитие отечественного ледо кольного флота). «На плавучую техбазу «Лепсе» выгрузили только 95 про центов ОТВС (облученная тепловыделяющая сборка), после чего выгрузка была остановлена. В процессе расследования причин деформации ОТВС было установлено: в результате ошибки, допущенной операторами, ак тивная зона на некоторое время была оставлена без воды, что вызвало частичное повреждение (деформация в результате перегрева) пример но 60% тепловыделяющих сборок. Было принято решение оставшиеся 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz