Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова Вторая жизнь Вскоре наши ученые и конструкторы поняли, что американский адмирал Риковер, говоря о советской установке, был прав. В процессе опытной эксплуатации ЯЭУ ледокола «Ленин» выявились ее конструктив­ ные недостатки, проблемы комплектации и компоновки оборудованием. Кроме того, были случаи выхода оборудования из строя. Первая судовая ядерная установка требовала дальнейшего совершенствования. Отсутс­ твие фильтров в системе второго контура, которые защищали бы пароге­ нераторы от попадания в нее солей хлора, выводило ее из эксплуатации. Атомная установка на ледоколе «Ленин» не отработала полностью срока, на который она была спроектирована. На атомоходе уже через год из шес­ ти парогенераторов из строя вышли два. Одна из самых тяжелых аварий произошла в феврале 1965 г., когда «Ленин» был поставлен на плановый ремонт и перезарядку реакторов. При подготовке ледокола к навигации во время выгрузки ОЯТ (отработавшего ядерного топлива) реактора № 2 в результате ошибочных действий персонала была повреждена активная зона реактора, обнаружились серьезные механические повреждения тепловыделяющих сборок, вплоть до отрыва части конструкций, и ак­ тивную зону потребовалось выгрузить. После установки новой корзины активной зоны в реактор № 2 его загрузили свежим топливом. Из-за опа­ сения негерметичности вывод реактора на мощность отложили и вышли в море на двух реакторах. К концу навигации 1965 г. выявилась утечка теп­ лоносителя из реакторной установки № 2. Обследования показали, что негерметичность первого контура находится на «неотсекаемом» участке трубопровода. Пришлось поддерживать нужные параметры первого кон­ тура на установке № 2 с помощью насосов подпитки, пока ледокол шел в Мурманск. С приходом в базу неработавшая зона была выгружена на плавучую базу «Лепсе», где произвели ее дезактивацию и вернули пред- приятию-поставщику. (Ю.Л. Бордученко. Развитие отечественного ледо­ кольного флота). «На плавучую техбазу «Лепсе» выгрузили только 95 про­ центов ОТВС (облученная тепловыделяющая сборка), после чего выгрузка была остановлена. В процессе расследования причин деформации ОТВС было установлено: в результате ошибки, допущенной операторами, ак­ тивная зона на некоторое время была оставлена без воды, что вызвало частичное повреждение (деформация в результате перегрева) пример­ но 60% тепловыделяющих сборок. Было принято решение оставшиеся 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz