Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.
Одна из них разорвалась в районе второго грузового трюма по правому борту. Взрывом исковеркало массивные стальные бимсы и прорвало паровой лебедочный трубопровод. Осколками бомбы был пробит корпус судна внутри трюма ниже ва терлинии. Пробоину заделали. Вторая бомба попала в спасательный вельбот правого борта, находившийся метрах в десяти от ходовой рубки. На правом крыле мостика во время налета стояли капитан судна Б. Хирхасов, третий штурман М. Чернышов, диспетчер пароходства Шлаен (имени не помню) и главный инженер А. А. Овсянников. Он поднялся на борт, чтобы уточнить объем предстоящего ремонта. За несколько мгновений до взрыва диспетчер успел заскочить в бронированную ходовую рубку. А. Овсянников тоже бросился туда, но разрыв бомбы застал его в проходе к рубке. Несколько осколков серьезно ранили инженера, а взрывная волна с силой бросила его внутрь рубки. Падая, Овсянников ударился головой о колонку машинного телеграфа и вскоре скон чался. Так трагически оборвалась его жизнь. Отдавая дань памяти человеку, погибшему во имя победы, Мур манское морское пароходство в 1996 году восстановило разрушав шееся надгробие на могиле А. А. Овсянникова. П. В. ФЕДОРОВ Конвойщик Федор Рожин К огда студент судоводительского отделения Архангельского мор ского техникума Федор Рожин проходил практику на буксир ном пароходе «Спасательный», на котором состоялся его первый выход в море, шел 1940 год. Моряки буксировали лес, плоты из Ар хангельска в Поной, Иокангу, Беломорск, Соловки, Онегу. Только после войны юноша понял важность этих рейсов, особенно для строи тельства железной дороги, связавшей северную ветку с мурманской. Начало войны Федор встретил на пассажирском пароходе «Вят ка», который стоял в Мезени. В Архангельске из-за того, что Федору не было еще восемнадцати лет, его списали с судна. Когда «Вятку» переоборудовали под госпиталь, Федор получил назначение на па роход «Шексна», перевозивший войска в Кандалакшу, а на обрат ном пути доставлявший в Архангельск эвакуированных женщин и детей. Осенью перевозки закончились, и «Шексна» стала готовиться в арктический рейс. Но и в этот раз Федору не повезло: из-за воз можной зимовки в Арктике его вновь по малолетству сняли с судна. Но вскоре он получает назначение на пароход «Сухона», который в 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz