Карелин, В. А. Русские деловые интересы на Шпицбергене в начале ХХ века: лейтенант П.П. фон Веймарн и «Русская Шпицбергенская компания» / В. А. Карелин // Вопросы истории. - 2010. - № 9. - С. 142-155.

кой миссии в Христиании «по доставке судов в Александровск» и обещал послать на замену в Варде русские команды 47. Для выполнения поставленной задачи и проверки слухов о тайных базах немец­ ких подлодок Веймарн был срочно командирован из Христиании на север Норве­ гии 48. Проведенная проверка, однако, показала, что к сообщениям Цур-Мюлена нужно относиться с осторожностью. Веймарн уличил консула, который посылал донесения не только посланнику в Христианию, но и непосредственно в министерство в Пет­ роград, в том, что тот склонен вместо фактов сообщать непроверенные слухи 49. Это утверждение дорого стоило военному дипломату. В отместку Цур-Мюлен вместе с подчиненными ему сотрудниками консульства в Финнмарке организовал целую ком­ панию компрометации Веймарна и его угольного предприятия. Он распространил среди знакомых норвежцев, русских и англичан слухи о том, что «Русская Шпицбер­ генская компания» Веймарна тесно связана с германскими деловыми интересами на архипелаге и, по сути, является подставной, прикрывая германские фирмы. Приняла участие в травле Веймарна и петроградская газета «Вечернее время» 50. Памятником грязной истории, рисующей в непривлекательном свете нравы консульского аппара­ та, является сохранившееся в архивных фондах Российского государственного архива ВМФ дело по обвинению лейтенанта Веймарна «в связях с германскими фирмами». Помощнику морского агента пришлось потратить несколько месяцев на борьбу с клеветниками, которые прибегли по его выражению не только «к искажению исти­ ны», но «местами и к сплошному вранью» ” . Безусловно, Веймарну помогла полу­ ченная юридическая подготовка. Сыграло роль и то, что российский посланник в Христиании К.Н. Гулькевич решительно встал на сторону своего сотрудника. Под­ держали Веймарна в этой ведомственной склоке и руководители МГШ. Впрочем, и у Цур-Мюлена нашлись покровители, которые сумели увести его от наказания и. В итоге в Петрограде предпочли замять скандал. Выговор товарища министра иностранных дел А.А. Половцева за «распространение слухов» получил младший со­ трудник консульства в Финнмарке вице-консул И.С. Ризнич ” . Корни скандальной истории были усмотрены в происках норвежских конкурентов против Веймарна, как руководителя «русского дела на Шпицбергене» 54. Между тем, для сохранения и подтверждения владельческих прав «Русской Шпицбергенской компании» на приобретенные угленосные участки Веймарну и его соучредителям требовалось возможно скорее «сколотить» акционерный и оборотный капитал, не прекращая демонстрировать фактическое осуществление деятельности предприятия. Для этой цели приходилось постоянно держать на архипелаге некото­ рое число рабочих для охраны, ведения разведочных операций, добыче и вывозу не­ большого количества угля. Делать это в условиях нехватки денежных средств и пре­ вращения Норвежского и Баренцева морей в театр боевых действий становилось все сложнее. В 1916 г. пароход, снаряженный «Русской Шпицбергенской компанией» на архипелаг, погиб ” . По свидетельству консула в Финнмарке летом 1916 г. на русских участках уже «не велось никаких работ» 56. Схожим образом складывались дела и у другого русского предприятия —«Грумант». Реальной становилась угроза утраты рус­ ских предприятий на Шпицбергене. В самой Норвегии интерес к угольным копям Шпицбергенского архипелага обострился. Это объяснялось не только ее традиционной высокой зависимостью от импорта топлива для нужд промышленности и обширного заморского судоходства (третий в мире торговый флот). Во время войны происходил постоянный рост цен на топливо, что повышало рентабельность добычи угля на архипелаге. Вместе с тем, норвежцы искали средства противостоять мощному давлению Великобритании. Про­ водя жесткую политику блокады Германии, английские дипломаты добивались пол­ ного прекращения германо-норвежской торговли или, по крайней мере, сведения ее к минимуму (норвежцы поставляли в Германию рыбу, пириты и др. товары). В конце декабря 1916 г. Лондон применил, наконец, самую жесткую меру и объявил о полном прекращении ввоза угля в Норвегию. Это поставило норвежскую экономику на грань подлинного коллапса 57. Ввоз шпицбергенского угля мог несколько облегчить поло­ жение страны. В Петрограде к тому времени знали, что при энергичной поддержке норвежско­ го правительства и крупных банков на архипелаге была учреждена большая новая 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz