Карелин, В. А. Нахтигаль, Райнхард. Мурманская железная дорога. Использование рабочего потенциала военнопленных на строительстве железнодорожной линии, связанной с важным в военном отношении портом : [рецензия на книгу] / В. А. Карелин, Т. А. Соколовская // Вестник "Баренц-центра" МГПУ. - 2009. - № 8. - С. 126-131.

металлургической промышленности юга России - свыше 25%, а в желе­ зорудной - около 60%. Совершенно естественно, что обозначенная тема привлекает вни­ мание не только российских, но и зарубежных ученых. Среди последних выделяется поколение современных немецких историков.2 Райнхард Нахтигаль - принадлежит именно этому поколению. В 2001 году он из­ дал, основываясь на материалах своей диссертации и дальнейших ис­ следований, монографическую работу. Она освещает различные аспек­ ты использования германо-австрийских пленных на строительстве Мурманской железной дороги.3 Это тем более важно, что сама история строительства последней, несмотря на ее всеми признаваемое высокое стратегическое и экономическое значение, до настоящего времени оста­ ется еще малоизученной.4Во всяком случае, монографически. Книга хорошо документирована. В значительной мере исследова­ ние выполнено по результатам углубленной работы автора в российских архивах (РГИА, ГАРФ, РГВИА). Солиден один перечень изученных фондов - Совета министров, МПС, МВД, Ставки, Генерального штаба и окружных штабов, военных госпиталей, Российского Красного креста, Центрального комитета по делам военнопленных и беженцев. Не менее ценно, в особенности для русского читателя, что исследователь допол­ нил данные русских документов широким использованием материалов гражданских и военных архивов и музеев Германии и Австрии.5 Историографическую базу исследования составили преимуществен­ но работы западных, в основном, германских и австрийских историков. Среди них - фундаментальная, обобщающая работа Георга Вюрцера.6 Российская историография представлена более или менее отрывоч­ но. Тем не менее, приятно отметить, что автору знакомы, включенные им в список научной литературы, работы мурманских историков - краеведов И.Ф. Ушакова7, А.А. Киселева8 и П.В. Федорова9, архангельской иссле­ довательницы Татьяны Трошиной І0. Указана даже статья бывшего на­ чальника мурманского отделения Октябрьской ж.д. С.В. Славина.11 Вме­ сте с тем, приходится признать, что автор незнаком с новыми российские публикациями по истории военнопленных германо-австрийского блока в России. Возможно, это случилось потому, что большинство из них поя­ вились уже после выхода в свет книги Р. Нахтигаля. С сожалением нужно также констатировать, что автором не были использованы канд.диссертации Е. К. Арьевой и А.А. Голубева, осве­ щающие историю строительства Мурманской ж.д. Досадно, что не во­ шла в круг русских изданий хорошо известная нашим историкам «Мур­ манская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района» (Пг., 1916). 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz