Иванов, А. Н. Установки российской молодежи на деторождение // Ученые записки МГПУ. Психологические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 164-169.
неполноценная семья с точки зрения воспитательного потенциала, она не может обеспечить полноценное воспитание ребенка, и этот факт доказан. По поводу количества детей в семье у сторонников гендерного под хода также свой взгляд: они полагают, что одного ребенка можно воспи тать даже лучше, чем нескольких, поскольку единственному ребенку роди тели скорее могут обеспечить более качественное и дорогостоящее образо вание, чем двум или трем детям. При этом смешиваются два нетождест венных понятия - «воспитание» и «образование». Вопреки распространенному мнению, отцы не так уж часто уходят из семьи. Исследования, проведенные разными авторами, подтверждают, что женская инициатива в разводах составляет от 60 до 80% и даже более. Мужская инициатива превалирует только в семьях, где возраст супругов превышает 40 лет. Дети в этих семьях чаще всего уже совершеннолетние, поэтому ответственность за них не удерживает отцов от развода. Мужчины старше 40 лет имеют больше шансов на повторный брак, чем женщины. Вторые жены этих мужчин обычно намного моложе, чем они сами и их бывшие супруги. Подавляющее большинство разводов в семьях с детьми происходит по инициативе женщин. Преобладание женской инициативы имеет место не только тогда, когда развод вызван пьянством мужа, что вполне объяс нимо, но и тогда, когда причиной развода является так называемое не сходство характеров. Женщина легко решается на развод, поскольку она чувствует себя самостоятельной, обеспечена хорошо оплачиваемой рабо той, обладает решительным и независимым характером. Главный практический вывод заключается в том, что для обеспече ния существенного повышения рождаемости и уменьшения числа разводов воспитание девочки должно ориентироваться вовсе не на гендерную идео логию, а на традиционную, дифференциально-половую. Такое заявление в наши дни может показаться анахронизмом и даже чем-то вроде научной ереси. Но, тем не менее, продолжая эту мысль, можно подчеркнуть, что девочку следует воспитывать в школе и дома, ориентируя её на то, что её главное предназначение в жизни - быть матерью и женой. Защита соци альных прав работающих женщин - это важная, но отдельная проблема, которую можно решать без всякой привязки к гендерному подходу. У гендерного подхода, конечно, существуют свои преимущества по сравнению с традиционным, дифференциально-половым. В согласии с гендерным подходом воспитание девочки осуществляется не традицион ным путем, и девочки вырастают женщинами более независимыми, ориен тированными на успех в жизни, который понимается как экономическое благополучие, интересная работа, хорошая карьера. Семья и дети не явля ются приоритетами для женщины, воспитанной в духе гендерного подхо да. Видимо, решение демографической проблемы и гендерный подход - две вещи несовместные, как сказано классиком. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz