Ильичева, М. Б. «Проект «Баренц-Энциклопедия» как пример сотрудничества университетов региона / Ильичева М. Б. // Литература и культура Кольского и Европейского Севера второй половины XX - начала XXI века / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 41-44.

щения, негде разместить редакционный архив. Можно сказать, что в каком-то смысле мы делаем журнал «на коленке». Вся работа редакции имеет почти ис­ ключительно общественный характер и строится на энтузиазме сотрудников. Это обеспечивает некоторые преимущества - высока неформальная заинтере­ сованность участников нашей деятельности. Но всё же такое положение вещей больше служит препятствием для перевода издания на новый, более основа­ тельный, профессиональный уровень.19 «Проект «Баренц-Энциклопедия» как пример сотрудничества университе­ тов региона Ильичёва Мария Борисовна Сотрудничество в сфере научных исследований и образования имеет на Севере Европы давние традиции. Успешны и двусторонние проекты, но в по­ следние годы становится очевидной тенденция к реализации проектов с много­ сторонним участием. Примером может служить создание в 1993 году исследо­ вательских сетей по истории саами и изучению проблем государственности, эт­ носов и религии, объединивших университеты Умео,Оулу, Тромсё и Архангель­ ска. Сотрудничество активно реализуется и в проектах «Circumpolar Change», «The Northern Research Forum (NRF)», «North to North», «U-Arctic» и «Баренц- специалист». Одним из наиболее интересных примеров такого сотрудничества стал проект «Баренц-энциклопедия». Его история восходит к 2001 году, периоду председательства Швеции в ЕС. Именно тогда координатор Баренцева сотруд­ ничества Гуннар Лассинанти выдвинул идею подготовки книги по истории ре­ гиона. Она вдохновила группу историков из нескольких университетов региона на создание новой исследовательской сети в рамках научного проекта «Про­ цесс модернизации в Баренц-регионе» («The Modernisation Process in the Bar­ ents Region»). Возглавил его профессор Технологического Университета г. Лу- лео (Швеция) Ларе Элениус. Целью данного проекта стала подготовка к совме­ стному написанию учебника по истории региона и развитие обмена учеными и аспирантами-историками в пределах региона. Интерес к истории самых северных территорий Европы не случаен. Тер­ ритория, которая сейчас носит название Баренц - региона, имеет уникальную, богатейшую историю этнических, культурных и торговых контактов между наро­ дами, ее населяющими. Сложившиеся на протяжении столетий исторические связи стали естественным основанием для развития дипломатического процес­ са, который в итоге привел к появлению Баренц-региона - нового феномена в международной жизни, наднационального регионального образования. Эта но­ ваторская организация создала новые возможности для усиления региональ­ ных контактов и вовлечения местных жителей в новые формы трансграничного сотрудничества. Они были особенно значимы для социально-экономического развития на локальном и региональном уровнях. Важно, что понятие Баренц- региона стало всё больше ассоциироваться не столько с конкретным географи­ ческим пространством наднационального макро-региона, включающего север­ ные области стран-участниц Баренц - проекта, а с организационным механиз­ 19 Приглашение в редакцию секретаря, технического редактора, привлечение квалифицирован­ ных переводчиков, выплата вознаграждений если не авторам, то хотя бы рецензентам требует средств. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz