Горячкин, В. И. Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография ... : (о времени и о себе) / Горячкин В. И. – Мурманск : Радица : Мурманское областное книжное изд-во, 2007. – 198 с., [24] л. ил., портр.

Что касается моих лет, 1984-1989 годы, то в те годы главными составляющими Мурманска были две отрасли - морская, то есть рыбная, и морской транспорт, вытекающие из самой природы города. Незамерзающее море и океан рядом. Рыбаки и моряки - лицо города. Второй важной отраслью было строительство. Мурманск в те годы был сплошной строительной площадкой и меня, возможно, по этой причине выдвинули на работу в Мурманский горисполком. До этого я работал заведующим отделом строительства областного комитета партии и знал проблемы стройки достаточно хорошо. Мурманск строили тысячи людей и десятки организаций. Строительство, а вернее восстановление порушенного войной, началось еще до 9 мая 1945 года. Уже к 1953 году жилой фонд города равнялся довоенному уровню. С 1956 года деревянное строительство сокращалось в объемах, уступая место кирпичному и крупнопанельному строительству. С вводом в 1962 году Домостроительного комбината, объемы строительства резко возросли. Руководители города занима­ лись строительством постоянно, считая эту проблему наиважнейшей. Каждый стремился внести свой вклад в развитие города, и эта эстафета добрых дел передавалась от одного председателя горисполкома другому. Управлять такой махиной, как город Мурманск, чрезвычайно сложно. 60-70-е годы были годами напряженнейшего труда. Круглосуточно и без выходных работали десятки портовых кранов, до 100 башенных кранов трудилось на строительстве жилья. Сегодня в большинстве своем стоят краны в портах, а когда на наших улицах появились 4 строительных крана, мы им обрадовались, как старым знакомым. Хоть что-то зашевелилось в городе. А было - сто! В те годы вводилось ежегодно более 200 тысяч квадратных метров жилья. Это значит, что 10-12 тысяч семей справляли новоселье. Сегодня этого, конечно, нет. Да и в ближайшей перспективе не предвидится. Так строиться, как при Советской власти, Мурманск уже не будет никогда. Меня удивляет и возмущает, когда находятся люди, которые хотят принизить и даже испачкать Советский период нашей истории, не видят в нем ничего позитивного. Эти люди несправед­ ливы, если не сказать хуже. Наш Мурманск опровергает клеветников самим фактом своего существования. Мы не должны забывать родительских могил, свою историю и, тем более оплевывать их и топтаться на своем прошлом. Я считаю огромной заслугой партии, рядовых коммунистов то, что здесь, в лишениях и муках, именно партия коммунистов организовала людей на ратные и трудовые подвиги. Здесь люди и во время войны ловили рыбу, делали снаряды и мины, ремонтировали корабли, отражая налеты вражеской авиации, живя в землянках и щелях. Работали порт и железная дорога. Голодный Мурманск отправил четыре эшелона с рыбной продукцией блокадному Ленинграду. Жители города, а их оставалось около 35 тысяч, собрали средства на постройку танковой колонны «Белый Медведь», дошедшую до Берлина, авиационную эскадрилью и подводную лодку. Люди отдавали последнее на борьбу с ненавистным врагом, как в эпоху Минина и Пожарского. И это единение организовала партия коммунистов. А потом, когда восстанавливали сожженный город, мурманчане проявили подлинное мужество и бойцовский характер. В экстремально суровых климати­ 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz