XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.
XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е-2 0 0 0 годы) Мурманрыбпром (МРП) Напомним, что в 1976 году Мурмансельдь была переименована в Мур- манрыбфлот, а с января 1977 года приобретает новый статус - Мурманское производственное объединение рыбной промышленности (Мурманрыбпром). Новое имя больше соответствовало изменившейся специфике флота, так как сельдь стала лишь приловом в общефлотской рыбодобыче. В состав Мурманрыбпрома в качестве производственных единиц были включены: объединение морепродуктов и озерно-речного рыболовства «Мур ман» (в дальнейшем управление), плавмастерская «Резец» и Териберские судоремонтные мастерские (Умбский рыбзавод, входивший в состав объеди нения «Мурман», был преобразован в цех Мурманского рыбокомбината). С поступлением в состав флота новых БМРТ, которые направля лись на промысел в Тихий океан, Мурманрыбпром практически превратил ся в мощный траловый флот, способный работать в любом районе Мирово го океана. На 1980 год в состав флота входило: 7 БМРТ-408, другх БМРТ - 46 единиц, СРТ - 15, СРТ типа «Океан» осталось 9 единиц, РС-300 - 10. Всего 87 судов. 7350 человек плавсостава. Общая численность 9800 человек. Вы лов около 450 тысяч тонн. При этом добыча рыбы пелагическими тралами составила 75 % от общего вылова. Флот работал в ЮВТО, АЧА, ЮЗА, ЮВА, ДВА и Баренцевом море*. К концу восьмидесятых годов в экономике объединения «Мурманрыб пром» сложилась критическая ситуация - промысловый флот стал убыточным. Больше, чем кто-либо другой на Северном бассейне, мурманрыбпромовские суда пострадали из-за изменения сырьевой базы в Баренцевом море. Флот по терял треть объемов добычи рыбы и пищевой продукции рядом с Мурманском, «у берега». Это заставило капитанов уводить свои траулеры в отдаленные районы промысла, а управленцев перепрофилировать работу флота на выпуск продукции улучшенного ассортимента. Тратились значительные средства на оплату перелета экипажей в иностранные порты, где происходила смена ко манд после окончания промыслового рейса. Министерское «планирование от достигнутого» окончательно поставило флот на колени. В 1988 году ни один из основных показателей работы объединением «Мурманрыбпром» выполнен не был. Полученной прибыли не хватило на оплату платежей в бюджет. Из-за это го образовался дефицит собственных оборотных средств и перерасход фондов экономического стимулирования и социального развития. Объективные сложности усугублялись обидами рыбаков на руководи телей «Севрыбы». Мурманрыбпромовцы считали, что бассейновое управле ние намеренно сделало так, чтобы береговые предприятия, включая Севрыб холодфлот, имели значительно лучшую рентабельность, чем добывающие флоты, поставленные на грань банкротства. Что, используя финансовые рычаги, «Севрыба» надеялась силой присоединить к себе промысловый флот. Генеральный директор МРП В. Д. Демяненко на балансовой комиссии * Информация из книги М. И. Каргина «Океанская вахта». Мурманск, 2010.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz