Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 4. Имена школа круглым отличником. На флоте усилиями партийных работников и нас, журналистов, распространялась присказка «Где БАТ „Маршал Еремен­ ко” - там победа!». У Гуцкалова везде все хорошо. Молодец мужик! Обычно я к таким отношусь с предубеждением, но этот капитан стал исключением: на протяжении лет десяти, вращаясь в российской политике, он не позволил газетчикам усомниться в своей порядочности'. Полномочия народного депутата Н. И. Гуцкалова были прекращены в связи с прекращением деятельности Верховного Совета СССР после рас­ пада Союза ССР. С 2009 по 2011 год председатель Совета ветеранов МТФ. Награжден орденами Октябрьской революции, «Знак Почета», меда­ лями. БЛЕСК И НИЩЕТА СОВЕТСКОГО РЫБПРОМА Взгляд в прошлое капитана Н. Гуцкалова Я пришел во флот в 1969 году. Росли масштабы промысла. Рос и наш родной Мурманск. Где только не рыбачили тогда суда тралового флота! Баренцево и Норвежское моря; на Флемиш-Кап, Джорджес, Большой Нью­ фаундлендской банках; на шельфе Патагонии, у берегов Африки, Антаркти­ ды, в Индийском, Атлантическом и Тихом океане. Прилавки магазинов пред­ лагали советским покупателям богатый ассортимент рыбы на любой вкус. Помните огромные мясистые куски клыкача, которого называли антарктиче­ ской белорыбицей, и рыбу капитан горячего копчения? А как приятно было полакомиться жареной нототенией - самой дорогой по тем временам рыбой. Она стоила целых рубль восемьдесят копеек за килограмм. Ледяная, кото­ рая сегодня уже не по карману многим россиянам, считалась ничем не при­ мечательной рыбкой наравне с хеком. Не забыть нам и дружеские посидел­ ки на тесных кухнях, когда собирались полузгать - как семечки! - креветки под пиво. Славные были времена! Никто не делил нас на богатых и бедных, мы были равноправными гражданами великой страны и не сомневались, что так будет всегда. К семидесятым положение на международной арене начало менять­ ся. Изменилась и ситуация на промыслах. Одна за другой морские державы отказывались от принятых международных правил рыболовства, ограничи­ вая списки промысловых видов и возможности иностранных судов, входя­ щих в их акватории... В мире тогда начали производить суда с возможностью ведения про­ мысла в любой точке Мирового океана в автономном режиме. С достаточ­ ной мощностью главных двигателей, с экономичным автоматизированным производством при небольшой численности экипажа. А у нас в это время в море отправлялись пароходы типа «Алтай», на которых рыбаки порой от­ казывались ходить. (Я тогда был капитаном МА-0806 «Заполярный». В его экипаже числилось около сотни человек. А двигатель обладал мощностью * Двухтомник «Рыбный Мурман в кавычках и без». Петрозаводск, 2016.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz