Гаркотин, В. П. Северная магистраль / В. Гаркотин ; [фот.: В. Гаркотин и др.]. - Кандалакша : Нива-Пресс, 2015 (Санкт-Петербург : ЛД-ПРИНТ). - 192 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Кирпичный завод в Уговаривая колеблющихся, агенты ^ заявляли, что нанятые на Мурманскую стройку не будут призваны в армию и, таким образом, не попадут на фронт. Поскольку многих пугала перспектива" потерять здоровье в болотах и тундрах Заполярья, вербовщйкц нередко шли на обман и говорили, что дорога строится «в Петроградской губернии», недалеко от столицы России, р Кирпичный завод в Кандалакше был построен для нужд «Мурманки» в 1915 году. Управляющим назначен Н. М. Г/ликов (на фото слева). (Из семейного архива Т. Б. Фабрициевой) Л юдей для работы на Крайнем Севере вербовали в тех районах, V где особенно велики были нищета и S лишения трудящихся масс. За каждого нанятого рабочего агенты «Мурманстрой- ки» получали вознаграждение по одному Г рублю и более. Поэтому, приглашая на работу, они на все лады расхваливали, условия найма, обещали согласившимся поехать на строительство дороги чуть ли не «золотые горы»: уверяли, что.рабочие будут иметь ежемесячно до 25—30 рублей чистого заработка, так как управление «Мурманстройки» гарантирует им полу- . чение продуктов питания по льготной \ таксе, снабдит нуждающихся одеждой и \ обувью по умеренной цене, обеспечит \ бесплатным жильем, отоплением, осве- ^ щением, мытьем в бане,; медицинской і помощью; проезд к месту работы и по окончании срока контракта возвращение домой будут также оплачены казной. І . 26 Весы-чаши немала XX в. Из частного музея В. Гаркотина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz