Гаркотин, В. П. Северная магистраль / В. Гаркотин ; [фот.: В. Гаркотин и др.]. - Кандалакша : Нива-Пресс, 2015 (Санкт-Петербург : ЛД-ПРИНТ). - 192 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

В 6 Л И К Д Я с т р о й к а в е к л ЕГОИМПЕ"АТОРСК(?Е Bt/ІИЧГСГВО ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРТ» НИКОЛАЙАЛЕКСАНДРОВНЧЪ Ь опрос о проведении ж елезной дороги на Мурман поднимался неоднократно, но не сдвинулся с места, пока не грянула Первая мировая война. Дорога к незамерзающему Баренцеву морю стала совершенно необходима. Общая стоимость строительства Мур­ манской железной дороги протяженностью 987 верст (1054 км) определялась в 180 миллионов рублей. По проектным намет­ кам, Мурманская железная дорога с окон­ чанием строительства осенью 1916 года должна была обеспечить ежесуточную доставку около 470 тыс. пудов боеприпа­ сов, медикаментов и всякого другого снаряжения и добиться перелома в войне. Местность, где предстояло построить железную дорогу, была пустынной. Только ниточка телеграфа да почтовые станции, которые обслуживали обитатели здешних мест— саамы, напоминали о цивилизации. Теперь через скалистые горы, леса, тундры и болота предстояло проложить полотно железной пороги ,построить станции, разъезды, мосты и другие сооружения. Все это надо было сделать быстро, но прежде чем приступить к устройству насыпи, нужно было доставить к месту строительства огромное количество гр у з о в , о б е сп е ч и т ь р аб о ч и х жййьем и продовольствием. По расчетам инженеров, только для лйнии Кандалакша;-Кола тр е б о в а л о с ь 20000 рабочих .. Весной 1915 года руководители «Мурманстройки» заказали в США подвижной состав и укладочный матери- < ал. Император Николай II. Лубочная картина г. Архангельск в то время столица Северного края, (фото немала XX в.) Денежные знаки Российской Империи в 1914 году 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz